Оксана Драчева
Рабочая программа кружка по изодеятельности «Солнечный город» (составлена на основе программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки»)
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗО
«Солнечный город»(составлена на основе программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство заключается в том,
чтобы найти в необыкновенном обыкновенное
и обыкновенное в необыкновенном
Дени Дидро
Публикация «Рабочая программа кружка по изодеятельности „Солнечный город“ (составлена на основе программы Лыковой И, А, „Цветные ладошки“)» размещена в разделах
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Специфика формирования эстетического обобщения формируется в первую очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается особенностями его внутреннего мира – такими, как повышенная эмоциональная отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота видения, глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной, яркость и красочность воспринимаемых и создаваемых образов, стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Становление художественного образа у детей – дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой при этом понимается не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способов передачи обобщений о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже)
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Реализация программы рассчитана на четырех летний курс обучения. В реализации программы участвуют дети от 3 до 7 лет.
Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи :
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции) : «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпритация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-воспитательного процесса
• Принцип культуросообразности
• Принцип сезонности
• Принцип систематичности и последовательности
• Принцип цикличности
• Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
• Принцип развивающего характера
• Принцип природосообразности
• Принцип интереса
Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности
• Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом
• Принцип культурного обогащения
• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности
• Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
• Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
• Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта
• Принцип организации тематического пространства
• Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа
• Принцип естественной радости
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей
2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества
3. ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания
2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям)
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество)
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)
К учебно-методическим изданиям
Относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждого возраста издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающие примерное планирование занятий по рисованию лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы создания выразительного образа.
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно – образовательной деятельности дети:
- приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
- развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
- приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
- получают навыки создания художественных образов;
- знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус.
Формы работы : непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии.
Реализация программы рассчитана на четырех летний курс обучения, который охватывает следующие возрастные периоды дошкольного возраста:
Вид непосредственно образовательной деятельности возраст группа Кол-во мин/часов на непосредственно образовательную деятельность
в неделю в месяц в год
Кружковая работа 1 год 3-4 года Младшая группа 15 мин 60 мин.
1 час 540 мин.
9 ч.
2 год 4-5 лет Средняя группа 20 мин. 80 мин.
1 час 20 мин. 720 мин-
12 ч.
3 год 5-6 лет старшая 25 мин. 100 мин.
1часа 40 мин. 900
мин.
15 ч.
4 год 6-7 лет Подготовительная
30 мин.
120 мин.
2 часа 1080 мин.
18 ч.
В реализации программы участвуют дети от 3 до 7 лет (с младшей по подготовительную к школе группу). Работа с детьми по дополнительному образованию по изобразительной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, еженедельно, в реализации программы задействованы все дети дошкольного возраста. С детьми 4-ого года жизни (младшая группа) проводится 1 занятие в неделю, с детьми 5-ого (средняя группа)- 1 занятие в неделю, 6-ого года жизни (старшая группа) – 1 занятия в неделю, с детьми 7-ого года жизни (подготовительная к школе группа) – 1 занятия в неделю. Длительность занятий в изостудии : с детьми 4-ого года жизни – 15 минут, 5-ого года жизни – 20 минут, 6-ого года жизни – 25 минут, 7-ого года жизни – 30 минут.
В процессе работы с детьми в течение учебного года по изобразительной деятельности проводится 3 диагностических обследования уровня развития у детей технических навыков работы с разными изобразительными материалами,чувства цвета, формообразующих движений руки, композиционных умений, развития творческого замысла.
Режим занятий кружка «Солнечный город»
День недели Время
Понедельник
(младшая) 15.50-16.05
Вторник
(средняя) 15.50-16.10
Среда
(старшая группа) 15.50-16.15
Четверг
(средняя группа) 15.50-16.10
Пятница
(подготовительная) 15.50-16.20
Ожидаемые результаты
В ходе прохождения четырех летнего курса обучения рисования дети должны:
Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков.
Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа.
Владеть навыками рисования и лепки.
Владеть первичными навыками дизайнерского искусства.
Свободно ориентироваться в жанрах живописи.
А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием, лепкой и аппликацией.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы.
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах муниципального уровня.