Башарова Анжелика
Рабочая программа кружка «Шёлковая кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
" Шёлковая кисточка "
Пояснительная записка.
Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Публикация «Рабочая программа кружка „Шёлковая кисточка“» размещена в разделах
Направленность дополнительной общеразвивающей программы на формирование основ народной культуры. Носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в дошкольном учреждении и дома.
Актуальность.
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём, отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырёх лет, когда они узнают о многонациональном население нашей планеты. Причём у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить.
Новизной и отличительной особенностью программы является социализация ребёнка дошкольного возраста через общечеловеческие традиции и культуры коренного народа, о быте и обычаях, искусстве алтайского народа.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ ребёнком особенности окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему разных форм работы с детьми :
• лепка
• аппликация
• конструирование
• рисование
• сказки
• пословицы
• игры
Цель кружка : Формирование у дошкольников интерес к культуре и к традициям алтайского народа, формирование знаний о алтайских праздниках, о народном фольклоре, играх.
Задачи:
Обучающие:
• Закреплять и расширять знания, полученные на занятии изобразительного искусства, математики, чтение художественной литературы, музыки и т. д. и способствовать их систематизации;
• Обучать разным приёмам лепки, конструирования. Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.
• Приобретение навыков исследовательской деятельности.
Развивающие:
• Развитие творческих способностей, духовной культуры,
• Обогащать сенсорный опыт детей,
• Развивать память, мышление с помощью алтайского фольклора.
• Пробуждать любознательность в области народно – прикладного творчества.
Воспитывающие:
• Воспитывать любовь к своей малой родине, к традициям и культуре алтайского народа.
Программа рассчитана на 2 год (1 раз в неделю, возраст детей 5-7 лет
Формы организации деятельности дошкольников:
• Индивидуальная.
• Работа в парах.
• Групповая.
• Коллективная.
Отличительные особенности программы. Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление поделок, обыгрывание игр, разучивание поговорок, пословиц, песенок.
Программа предполагает работу с детьми в форме совместной деятельности детей с педагогом.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы
Программа рассчитана на 2 год (1 раз в неделю, возраст детей 5-7 лет
Срок реализации программы с октября по май.
Формы и режим занятий. Программа реализуется 2 раза в месяц по 15 – 20 минут во второй половине дня, в форме кружкового занятия.
Планируемые результаты и способы определения их результативности Данная программа способствует интеллектуально – творческому развитию личности, саморазвитию. Формированию у дошкольников интерес к культуре и к традициям алтайского народа, формирование знаний о алтайских праздниках, о народном фольклоре, играх. Привить любовь к своей малой родине, к традициям и культуре алтайского народа.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Программа предусматривает участие в конкурсах, выставках, изготовлении подарков, оформление папки передвижки для родителей, что является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Совместные работы способствуют объединению коллектива, приобретению коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы, доверия и открытости.
Учебно - тематический план
Раздел Тема Цель
1. Кто мы? Где живем. Дать первоначальное понятие о самобытной красоте Горного – Алтая.
2. Дом жилище, одеждой алтайцев Познакомить детей с жилищем алтайцев через рассказы, беседы экскурсии, зарисовки.
3. Познакомить с народными инструментами Дать первичные представление о народных инструментах.
4. Сказка открывает нам свои тайны Знакомить детей с алтайскими сказками.
5. Национальные игры Разучивание народных игр.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Тематический блок. Тема. Программное содержание. Количество занятий.
Октябрь
Моя родина Алтай.
«Путешествие по Чойскому району» (познавательное) Познакомить детей с местонахождением и природой Чойского района 1
«Кедровые орешки».(познавательно исследовательское) Познакомит детей со свойствами кедрового ореха. 1
«Жизнь на Алтае в старину» (познавательное) Вызвать интерес к жизни предков (экскурсия в мини – музей) 1
«Наш Алтай» Учить строить описательный рассказ. (Беседа) 1
Ноябрь
Путешествие в историю. «Ознакомление детей с жилищем алтайцев»
(познавательное) Уточнить и обогатить знания детей об алтайском быте в прошлом. 1
«Теерпек» Познакомить детей с приготовлением теерпека. 1
Рассказывание сказки «Теерпек» Познакомить детей с новой сказкой, учить слушать и отвечать по содержанию сказки. 1
Рисование сказки
«Теерпек» Учить рисовать по содержанию сказки 1
Декабрь
Звуки Алтая
Ознакомление с музыкальным инструментом – Топшууром.
Рассказать детям о сказители кайчи, познакомить с инструментом.
1
Рисование Топшуура.
Ознакомление с музыкальным инструментом – Учить располагать рисунок изображение на широкой полоске.
1
Ознакомление с музыкальным инструментом – Бубном
Помочь узнавать звук, игру на этом инструменте. 1
Рисование Бубна.
Ознакомление с музыкальным инструментом – Учить располагать рисунок во весь лист.
1
.
Январь
История про волшебников
Рассмотреть с детьми алтайские рисунки.
Продолжить знакомство с алтайскими орнаментами 1
Рисование «Орнамента»
«Река"
1
Февраль
Одежда.
Знакомство с женской алтайской народной одеждой.
Рассмотреть с детьми иллюстрации в книге – альбоме Алтайский национальный костюм. 1
Рисование «Алтайская женская одежда»
Продолжать учить рисовать национальные орнаменты. Дети рисуют зимнюю одежду. Тон (Шуба) Подразделяется на три вида: зимнюю, весенне-осеннюю и летнюю 1
Аппликация «Алтайский чегедек» Учить располагать рисунок, учить самостоятельно, работать с ножницами. Познакомить детей с традиционным женским нарядом,
Глубоко символичный образ Алтая. 1
Март
Алтайские орнаменты
Показ слайдов
«Искусство алтайского народного орнамента» Изучить своеобразие орнамента, росписи узоров.
1
Рассказ о легенде алтайского орнамента. Учить детей монологической речи при рассказывании легенды орнамента 1
Рисование «Горы Алтая» Учить детей рисовать орнамент обозначающий горы. 1
Аппликация «Птицы в полете» Продолжать знакомить детей с орнаментами 1
Апрель
Обувь Знакомство с алтайской народной обувью
1
Аппликация «Украшение сапог богатыря Сартакпая»
С помощью шаблонов дети
Вырезают орнаменты и украшают сапог. 1
Рисование «Сапог Сартакпая». Дети рисуют сапог и раскрашивают 1
Алтайская игра «Конные скачки». Знакомство с новой игрой
Май
Итоговое мероприятие по теме кружка.