Наталия Бацаева
Рабочая программа по кружковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее. Овладение письмом является одним из наиболее сложных видов учебной деятельности младших школьников.
Условием наиболее успешного формирования графомоторных навыков письма у детей дошкольного возраста является комплексное использование разнообразных методов и средств, как то: пальчиковые игры; игры на развитие тактильных ощущений; игры и упражнения на развитие пространственных ориентаций; упражнения для тренировки зрительного восприятия; деятельность, направленная на развитие ритма и темпа; мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей.
Публикация «Рабочая программа по кружковой деятельности» размещена в разделах
Методологическая основа программы :
теоретические положения психологии, психолингвистики, педагогики о роли языка в процессе познания; концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Бехтерев В. Н., Безруких М. М); учение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и «зоне ближайшего развития». Бехтерев В. М., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. отмечали, что выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.
Цель рабочей программы – создание условий для практической реализации программных задач по подготовке к обучению грамоте, в частности в решении проблемы накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.
Основными задачами курса являются:
• формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные ручные умения и навыки;
• развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом;
• формировать зрительно – моторные координации; пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;
• развивать чувство ритма и темпа;
• развивать мышление, память, внимание;
• формировать навыки учебной деятельности.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.
Объем и реализация рабочей программы дополнительного образования
Рабочая программа дополнительного образования рассчитана на один год обучения для детей среднего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в месяц, во второй половине дня, продолжительностью не более 25 минут. Учитывая, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все занятия в программе представлены в виде игр, игровых упражнений. Это позволит в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником : 17. Количественный состав членов кружка : 20 детей (на добровольной основе).
Прогнозируемые результаты : повышение уровня развития графомоторных навыков у детей.
1
2. Учебно – тематический план.
Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Продолжительность занятий, мин. Кол-во воспитанников
2021 - 2022 0,5 2 17 25
вторая половина дня 20
Календарно-тематический план.
Месяц /
№ занятия Тема занятия
Блок «Точка»
сентябрь
1
2
«Страна «Игралочка»
«Умный карандаш»
Блок «Палочка»
октябрь
3
4
«На даче»
«Весёлый дождик»
ноябрь
5
6
«Рыбная ловля»
«Город»
декабрь
7
8
«Подарки лесного гномика»
«Новый год»
Блок «Линия»
январь
9
10
«Волшебная линия»
«Дом»
Блок «Геометрические фигуры»
февраль
11
12
«Зимушка – зима»
«Путешествие»
Блок «Рисуем пластилином»
март
13
14
«Мамин праздник»
«Посуда»
Блок «Капелька»
апрель
15
16
«Дикие птицы»
«Золотая рыбка»
май
17
«Лето»
Итого
17
2
3. Содержание
Месяц /
№ занятия Содержание занятия
сентябрь
1
2
Вступительная диагностика по задачам программы дополнительного образования.
Беседа, объяснение, показ (знакомство с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме). Подвижная игра «Передай мяч». Пальчиковая гимнастика «Пальчики знакомятся». Графическое упражнение: собери бусы на нитку, раскрась их, поставь в центре каждой бусинки точки.
Подвижная игра «Цыплёнок». Отгадывание загадки про карандаш. Пальчиковая гимнастика: статические упражнения «Кольцо», «Коза». Графическое упражнение: нарисуем зёрнышки и червячков цыплёнку.
октябрь
3
4
Подвижная игра «Шофёры» (дети двумя руками накручивают на палочку верёвку, к концу которой привязана машина). Самомассаж пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски». Графическое упражнение: почини забор.
Подвижная игра «Солнышко – дождик». Массаж ладоней и пальцев грецкими орехами. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять». Графическое упражнение «Дождь идёт» (слуховой диктант).
ноябрь
5
6
Игра на внимание «Что изменилось?». Игра на развитие ритма «Заяц – барабанщик». Пальчиковая игра «Брызги» (смена тонуса рук). Игра на доске с мелом «Рыбная ловля». Графическое упражнение: обведи рисунок по образцу.
Подвижная игра «На шоссе» (проведи машинку по улицам города) – ориентировка в пространстве. Задание: сложи из счётных палочек машину (по образцу). Пальчиковая гимнастика «Скакалка». Графическое упражнение: обведи по пунктиру машину и раскрась её.
декабрь
7
8
Социоигра «Руки – ноги». Вращение «волчков». Пальчиковая гимнастика «Четыре братца». Графическое упражнение: «распили» полено.
Хоровод «В лесу родилась ёлочка». Игра «Чудесный мешочек» (тактильное распознавание предметов). Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики». Графическое упражнение: раскрась рисунок (штриховка).
январь
9
10
Игра на внимание «Запрещённое движение». Упражнение «Вертушка» (с карандашом). Работа со счётными палочками (выкладывание параллельно). Графическое упражнение: обведи линии по точкам, не отрывая карандаш.
Логоритмика «Дом». Пальчиковая гимнастика «Дружная семья». Массаж ладоней карандашом. Графический диктант «Домик» (количество клеток и направление указывает педагог).
февраль
11
12
Игра на развитие тактильных ощущений «Угадай на ощупь». Работа со счё тными палочками: сложи из счётных палочек ёлочку по образцу (треугольники). Статическое упражнение «Солдатики». Графическое упражнение: обведи рисунок по точкам, назови геометрические фигуры.
Логоритмика «Острова». Обрывание листа бумаги – получить прямоугольник способом обрывания по контуру. Пальчиковая игра «Мальчик – осьминог» (содружество движения пальцев руки). Графическое упражнение: перерисуй картинку (кораблик из геометрических фигур).
март
13
14
Социоигра «»Волна». Упражнение на координацию движений «Ладонь – ребро – кулак». Рисование пластилином: цветок маме в подарок.
Игра на внимание «Отличись, запомни, повтори». Пальчиковая игра «Вертушка» (с карандашом). Рисование пластилином: красивая чашка.
апрель
15
16
Социоигра «Воробьи – вороны». Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Графическое упражнение: перерисуй картинку по клеточкам (гусь).
Игра на развитие внимания «Капитаны». Самомассаж ладоней и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Графическое упражнение: нарисуй внутри большой капельки маленькую, преврати изображение в рыбку; нарисуй морские волны.
май
17
Игра на ориентировку в пространстве «Где спрятался зайчик?». Пальчиковая игра «Складной ножичек» (развитие подвижности указательного пальца ведущей руки). Графическое упражнение: рисунок из «капелек» на тему «Скоро лето» (используя трафареты).
Итоговая диагностика по итогам реализации программы дополнительного образования.
Итого
17
4
4. Материально – техническое, методическое обеспечение
Каталог игр и дидактического материала для развития ручной умелости
• Мозаика
• Конструктор
• Пазлы
• Шнуровки
• Волчки
• «Сухой бассейн»
• Трафареты
• Копирки
• Медиаторы
• Книжки - раскраски
• «Выложи картинку» - из пуговиц, крупы, палочек, цветных камешков
• Пластилин
• Бисер
• Грецкие игры, массажные шарики (для самомассажа рук)
• «Нарисуй картинку» - на поверхности, посыпанной манной крупой
• Пальчиковый театр
Список литературы:
1. Безруких М. М. Обучение письму. М: Просвещение, 1997.
2. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте. М. : Айрис-пресс, 2007.
3. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Пишем по клеточкам и точкам. / Москва: Издательство АСТ, 2019 – 79 с., ил.
5. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.
Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.
Интернет - ресурсы