Вера Архипова
Рабочая программа кружка «Уроки театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
«Уроки театра»
«Если детство - особый период
в жизни человека, который нужно прожить
содержательно и радостно, то кукольный
спектакль – один из самых простых
способов доставлять радость»
Руководитель: Архипова В. Л.
Актуальность
Публикация «Рабочая программа кружка „Уроки театра“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Психологи отмечают, что очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, самоутверждении, реализовать которую ребенок в игровой ситуации. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций, стало осмысленным и в тоже время интересным и увлекательным; помогает развивать ребенка – дошкольника творчески развитым, инициативным, раскрепощенным, с высоким уровнем развития познавательных способностей и интеллектуального развития.
Театральная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
Чтобы помочь эмоционально зажатым детям психологи рекомендуют использовать кукол. Психологически прячась за игрушку, выступая от ее имени, ребенок становиться более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения.
Театральная деятельность помогает детям преодолевать свой страх, стеснение решиться выступить перед залом. Громко, эмоционально, выразительно произнести текст и услышать в свой адрес первые аплодисменты. Воспитательные возможности театральной деятельности трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы помогают им учиться думать, анализировать, обобщать.
С умственным развитием и тесно связанно совершенствование речи: работая над эмоциональностью, выразительностью реплик и персонажей и собственных высказываний. Ребенок активизирует свою диалогическую речь. Словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
Используемая ребенком роль ставить его перед необходимостью ясно. Четко изъясняться – совершенствоваться.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность, стимулирующая развитие творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре справедливо считается процесс репетиций, творческого переживания и воплощения, а не конечный результат, поскольку именно во время работы над образом происходит развитие личности ребенка, формируется символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, высшие произвольные психические функции, усваиваются социальные нормы поведения. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
В работе используется достаточное количество игр - импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников.
Цель:
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Выявить возможности детей как создателя нового варианта сказки; стимулировать выбор средств выразительности для передачи образа.
2. Развивать интерес к играм – драматизациям, побуждать детей активно включаться в них; поддерживать бодрое радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние литературного персонажа, изображать его с помощью мимики, жестов, движения.
4. Совершенствовать импровизационные способности детей: игровые, песенные, танцевальные.
5. Формировать у детей эмоционально настроенную речь, активизировать словарь детей, развивать диалогическую речь в процессе театральной деятельности.
6. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание играть с куклами различных систем.
Основными методами работы являются :
- метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ;
- метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
Виды творческой деятельности
1. Игры со стихотворным сопровождением
2. театрализованные игры
3. Пальчиковые игры
4. Мини – этюды
5. Танцевальные движения
6. Игры (словесные, хороводные. народные)
7. Мимические игры
8. Инсценировка
План работы кружка «Уроки театра»
Месяц Неделя Содержание работы Цель
Октябрь 1 неделя Игра «Познакомимся»
Игра – инсценировка «Кол
обок» (настольный театр) Познакомиться с творческими возможностями детей. Побуждать их к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.
2 неделя Игра-импровизация «Листочки в саду»
Игра-разминка для голоса «Птички»
«По следам сказки» (разыгрывание сказки детьми «Теремок» - драматизация) Поощрять стремления детей заниматься театрально-игровой деятельностью. Поддержать желание участвовать в танцевальных импровизациях.
Обучать выражению эмоций с помощью жеста и мимики.
Ноябрь 1 неделя Этюд-импровизация «Овощная история»
Игра «В огороде заинька»
Мимические упражнения. Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста.
Обогащать словарный запас детей, добиваясь четкого произношения слов.
2 неделя Игра «Знакомство»
Инсценировка «Мышка-норушка»
Хороводная игра «Мышки на лугу» Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога.
Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
Декабрь 1 неделя Игра «Наступили холода»
Игра «Холодок»
Этюд-драматизация «Тень-тень-потетень»
Знакомство с театральной ширмой и театром на палочках.
Обыгрывание стих-я «Елочка» (ширма)
Поощрять желание самостоятельно искать выразительные жесты, движения в соответствии с текстом.
Учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Побуждать детей принимать участие в драматизации.
2 неделя Театральный этюд «Кошка»
Инсценировка р. н. потешки «Котик»
Танцевальная импровизация на ширме под р. н. мелодию.
Игра «Котята и барбос» Учить понимать душевное состояние персонажа, изображать эмоции с помощью мимики, жестов, движений.
Добиваться синхронности в кукловождении на ширме.
Январь 1 неделя Обыгрывание р. н. п. «У медведя во бору» (ширма)
Этюд «Бурый мишка»
Сказка «Непослушный медвежонок»
(настольный театр)
Совершенствовать навыки управления настольными куклами.
Учить детей понимать и изображать основные эмоции с помощью мимики и жестов.
Формировать положительное отношение к театрально-игровой деятельности.
2 неделя Этюд «Зайцы на полянке»
Игра «В огороде заинька»
Инсценировка стих-я «Зайки серые сидят»
Игра-сказка «Петушок наш не поет» (драматизация)
Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произнесении слов. Побуждать детей самостоятельно придумывать выразительные жесты для разыгрывания по ролям. Учить понимать эмоциональное состояние героя и изображать его.
Февраль 1 неделя Игра-импровизация «Снежки»
Игра-хоровод «Под сосной»
Драматизация сказки «Добрая девочка»
Развивать инициативу и самостоятельность в игре – драматизации.
Вызвать желание выступать перед зрителями.
Побуждать использовать жест, мимику, движения, интонацию для создания яркого образа.
2 неделя Игра «Колокольчик»
Игра-драматизация «Хозяйка и гости»
Сказка «Рукавичка» (театр на палочках)
Развивать речь, добиваясь правильного и че6ткого произношения слов. Поощрять желание детей самостоятельно придумывать движения для кукол на ширме в соответствии с образом.
Март 1 неделя Этюд «Дрозд»
Этюд-игра «Дрессированные звери»
«У зайки день рождения» (театр игрушек)
Психогимнастика: «Поздороваемся с солнышком».
Продолжать формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле, самостоятельно придумывать движения для создания образа в соответствии с текстом. Развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
2 неделя Психогимнастика: «Цветок»
Обыгрывание стих-я «Танечка хозяйка»
Игра-воображение «Магазин игрушек»
«Кто сказал «Мяу»?» (театр игрушек)
Поддерживать желание детей играть с настольными куклами в коллективе, добиваться синхронности речи и кукловождения.
Побудить детей самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стих-я., учить различать основные эмоции и изображать их с помощью мимики и жеста.
Апрель 1 неделя Этюд-игра «Цветы на поляне»
«Тили-бом» (театр на палочках)
Инсценировка «Помогите»
Игровое упражнение «Красивые бабочки», «Насос и мячик»
Закреплять умение оценивать характер персонажа, изображать его с помощью мимики, жестов, движений.
Развивать инициативу и самостоятельность в играх в играх с театральными куклами.
Вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
2 неделя Драматизация сказки «Под грибом»
Этюд-игра «Привет»
Развивать умение следить за ходом событий в драматизациях.
Активизировать речь детей с помощью кукольного театра : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
Диагностика
Чтобы получить результат от проделанной работы, в конце учебного года проводится диагностика театрализованной деятельности детей.
Предполагаемые умения и навыки
- умеют действовать согласованно, включаясь в действия одновременно или последовательно;
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко
произнося слова с нужными интонациями;
- сочинять этюды по сказкам;
- строить простейший диалог;
- запоминать заданные позы»
- запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
- знать 5-8 артикуляционных упражнений;
- умеют строить диалог с партнером на заданную тему;
- умеют составлять диалог между сказочными героями;
- умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
.Уровни усвоения программы
Высокий: сформирован интерес к театральной деятельности;
может самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи
игрового образа;
проявляет воображение и фантазию;
четкая дикция.
Средний: интерес к театральной деятельности не устойчив;
ребенок участвует в театральной деятельности по инициативе педагога;
в движениях часто копирует других детей;
эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению передаваемого
образа;
Низкий: не умеют строить диалог, выразительно прочитать диалогический стихотворный
текст;
не умеют действовать согласованно, включаться в действия одновременно или
последовательно.