Папки-передвижки

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мой родной край»

Елена Яковлева
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мой родной край»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Неболчская средняя школа»

«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогическим советом Директор МАОУ «НСШ»

Протокол № 1 от 28.08.2020г ___

Приказ № 86 от 28.08.2020г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Мой родной край»

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации программы : 1 год

Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов „Мой родной край“» размещена в разделах

Разработала : Яковлева Е. В.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

2020год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками (8 -10 лет) и направлена на формирование гражданско-патриотических ценностей, посредством знакомства с историей родного края.

Актуальность

Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания обучающихся является краеведение. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.

Академик Д. С. Лихачё в говорил: «Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».

Программа призвана познакомить учащихся со знаниями об историческом прошлом, культурных традициях прошлого и настоящего посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области; воспитывать обучающихся на примерах мужества и героизма любытинцев, новгородцев; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; воспитывать чувства гражданства и патриотизма.

Цель программы : формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся посредством знакомства с историческим и культурным наследием своей малой Родины.

Задачи программы :

- приобрести знания по истории посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области;

- способствовать воспитанию таких личностных качеств как доброта, честность, взаимопомощь; воспитание культуры труда и этики общения; воспитание бережного отношения к природе, родному краю;

- развивать у обучающихся наблюдательность, способность проявлять теоретические, практические навыки.

Основные принципы, положенные в основу программы :

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;

- систематичности и последовательности: знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике;

- принцип наглядности: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной и справочной литературы.

При реализации программы используются следующие методы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ;

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотозарисовок, мультимедийных презентаций;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Обучение по программе может проводиться в виде теоретических и практических занятий с учащимися, а также в форме экскурсий, викторин, походов, встреч с интересными людьми, бесед.

Технологическая составляющая программы обеспечивается использованием современных технологий: развивающего обучения, здоровье сберегающих, игровых, компьютерных и др.

Программа «Мой родной край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы также могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов. Срок реализации 1 год.

Занятия проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные

1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.

2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

7. Находить необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные

1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

Обучающиеся будут знать

- название страны, региона, района, родного посёлка;

- символику области, района, посёлка;

- даты основания п. Любытино и п. Неболчи;

- особенности жилища древних славян;

- особенности одежды древних славян;

- основные занятия славян;

- два семейно–бытовых обряда;

- правила двух игр древних славян;

- исторические места п. Любытино;

- названия самых распространённых растений, произрастающих на территории п. Неболчи;

- названия растений и животных, занесённых в «Красную книгу»;

- названия животных, обитающих на территории Любытинского района;

- названия промышленных и сельскохозяйственных предприятий п. Неболчи;

- места захоронений войнов, защищавших п. Неболчи в годы Великой Отечественной войны.

- показывать Россию, Новгородскую область, Любытинский район; Москву, Великий Новгород, Любытино, Неболчи на соответствующих картах;

- различать гербы Новгородской области, п. Любытино и п. Неболчи;

- объяснять особенности строения жилища древних славян;

- называть виды одежды древних славян;

- соотносить событие крестьянской жизни с обрядом;

- играть в одну из игр древних славян;

- определять названия растений и животных Любытинского района по изображению (описанию)

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по нужной тематике;

- составлять небольшие рассказы о своей малой Родине, ее истории и великих людях

Тематическое планирование

раздела №

занятия Тема занятия Количество часов

теория практика

1 Введение (3ч)

1 Наша область на карте России 1

2 Любытинский район на карте Новгородской области 1

3 Символика области, района, посёлка 1

2 Край мой древний – земля Любытинская (10ч)

4 История посёлка Любытино. Сопки – древние памятники археологии 1

5 История посёлка Неболчи 1

6 Поселения и жилища древних славян 1

7 Проект «Дом наших предков» 1

8 Одежда древних славян 1

9 Основные занятия славян 1

10 Промыслы. Из истории льна. Обработка льна 1

11 Семейно – бытовые обряды предков 1

12 Устное народное творчество. Игры древних славян 1

13 Проект «Игры наших предков» 1

3 Исторические места п. Любытино (6 ч)

14 Усадьба И. Л. Горемыкина 1

15 Исторические объекты п. Любытино 1

16 Церковь Успения Богородицы – памятник архитектуры и истории 1

17 Имение А. В. Суворова в деревне Каменка 1

18 Экскурсия «Славянская деревня X века» 1

19 Знаменитые земляки 1

4 Изучаем природу родного края (7 ч)

20 Природа нашего края. Экскурсия в лес 1

21 Растительный мир Любытинского района 1

22 Животный мир Любытинского района 1

23 Конкурс «Лучший знаток лекарственных растений» 1

24 «Жалобная» книга природы 1

25 Памятники природы Любытинского района 1

26 Экскурсия в Любытинский краеведческий музей 1

5 Настоящее родного края (8 ч)

27 Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Любытинского района 1

28 Экскурсия на предприятия п Неболчи: ГОК "Неболчи", деревообрабатывающий комбинат Stora Enso Timber и др. 1

29 Наши земляки – неболчане 1

30 Великая Отечественная война в истории моего посёлка 1

31 Акция «Письмо ветерану» 1

32 Экскурсия «Никто не забыт, ничто не забыто» 1

33 Учимся работать с краеведческой литературой 1

34 КВН «Знатоки родного края» 1

Список использованных источников

Литература для педагога:

1. Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред. Н. С. Борисова. – М. : Просвещение, 1982.

2. Серова В. Н. Наша Новгородская земля: Учеб. пособие по краеведению для мл. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л. : Лениздат, 1982.

3. Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района. /2010. [Электронный ресурс] // https://библиотека-любытино. рф/for-you-the-reader/kraevedeni ( Дата обращения: 12.10.2013)

4. Бытописание земли Новгородской: Учеб. -хрестоматия по краеведению : 1-4 кл. / Авт. -сост. Барашкова В. И., Скобочкина Ю. В. ; Комитет образования администрации Новгор. обл. Новгор. регион. центр развития образования. - Обнинск: Духовное население, 2001.

5. Сайт посёлка Любытино и Любытинского района [Электронный ресурс] //Видео о Любытинском районе// https://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70157, https://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70152 ( Дата обращения:13.10.2013)

Литература для обучающихся:

1. Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района. /2010. [Электронный ресурс] // https://библиотека-любытино. рф/for-you-the-reader/kraevedeni

Публикации по теме:

Фотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четвертьФотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четверть С января текущего года и до середины марта на базе школы возобновил свою работу кружок "Я рисую", куда с огромным интересом и желанием ходят.

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов Мы с учащимися придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Обучающимся эти игры и упражнения с носовым платком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мой родной край»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 21:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мой родной край»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковлева (УИ 296789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД