Папки-передвижки

Рабочая программа логопеда (продолжение)

Оксана Ощепкова
Рабочая программа логопеда (продолжение)

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности коррекционно-логопедической программы.

Мониторинг коррекционно-логопедического процесса позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с ОНР и составить диагностику (Приложение № 1 «Методика проведения мониторинга общего и речевого развития детей 5-7 лет с ОНР»). В основу взят количественный мониторинг из методического комплекта программы Н. В. Нищевой в соавторстве А. М. Быховская, Н. А. Казова. Мониторинг состоит из 4 блоков: «Раннее психомоторное развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и речевые психические функции». Максимальное количество баллов по I блоку. Раннее психомоторное развитие, поведение и психическая сфера – 6 баллов. Максимальное количество баллов по II блоку. Неречевые психические функции – 9 баллов. Максимальное количество баллов по III блоку. Моторная сфера – 12 баллов. Максимальное количество баллов по IVблоку. Произносительная сторона речи и речевые психические функции – 42 балла. Максимальное количество баллов по всем показателям обследования– 69 баллов.

Публикация «Рабочая программа логопеда (продолжение)» размещена в разделах

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития языковых компонентов детей в начале и конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме того, мониторинг позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.

Результаты мониторинга помогут: при планировании коррекционно-образовательной деятельности (индивидуальной и подгрупповой); при отборе методов, приемов и технологий;

при комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не боле 2-х разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 - 20 мин. если ребенку 5-6 лет.

В качестве наглядно-дидактического обеспечения используется методический комплект Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет)», «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет)» и «Дидактический материал по обследованию речи детей» О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой. М.

II. Содержательный раздел

2.1. Направления, содержание и формы образовательной деятельности детей, технологии, реализуемые в образовательном процессе.

2.1.1. Направления коррекционно-логопедической работы.

1) диагностическая работа - обеспечивает своевременное выявление детей, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида»;

2) коррекционно-развивающая работа - обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида», способствует формированию коммуникативных, личностных, познавательных навыков;

3) консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семей, педагогов по вопросам обучения, воспитания, коррекции, развития воспитанников;

4) информационно – просветительская работа - направлена на разъяснительную профилактическую деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением речи, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.

2.1.2. Технологии, используемые в коррекционно-логопедической работе:

Технология логопедического обследования.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.

Логопедическое обследование проводится по диагностическому пакету Н. В. Нищевой. Диагностика речевого развития включает в себя следующие параметры: состояние развития словарного запаса, состояние развития грамматического строя речи, состояние развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, состояние развития связной речи и речевого общения.

Технология коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

2.2 Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т. д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Используются следующие игры и пособия: «Два дома», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т. д.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Здоровьесберегающие технологии.

В коррекционной работе активно используются дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой).

С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т. д.).

Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н. В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н. В. Нищевой, крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика. Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

- развитие объёма словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие лексической системности и семантичности полей;

- формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

- развитие словообразования;

- уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия (Играйки Н. В. Нищевой, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Технология формирования связной речи.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.

Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.

При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Свою работу в данном направлении я делю на два этапа:

1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Технология игрового обучения.

В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т. д.

Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы используются также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Технология «Логопедический массаж»;

Технологи «Логоритмика»;

Технология мнемотехника;

Игровые технологии

Технология проектной деятельности

Технология «Портфолио педагога»

2.2. Роль учителя-логопеда в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.

Учитель-логопед принимает активное участие в работе по образовательной области «Речевое развитие», подключается к работе воспитателя, при необходимости готовит рекомендации для более успешного ее освоения воспитанниками.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные участники образовательного процесса подключаются к их работе.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог и учитель-логопед. Учитель-логопед помогает выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий по логопедической ритмике.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанников.

2.3. Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с ОВЗ (ТНР, ЗПР) во многом зависит от преемственности в работе учителя - логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями учитель - логопед осуществляет в следующих формах:

- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех областях;

- оснащение развивающего пространства в групповом помещении;

- взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

- систематические задания учителя-логопеда воспитателям для закрепления полученных компетенций детьми на логопедических занятиях. Периодичность варьируется от 1 раз в неделю до 1 раза в месяц.

2.4. Интегрированные занятия в системе работы с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР)

С детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР) планируются интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые обеспечивают взаимодействие специалистов (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и др.) и родителей дошкольников в коррекционном процессе. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, хороводные игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, театрализованные игры и игры-драматизации и др.

Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда для детей с ТНР и на педагога-психолога для детей с ЗПР, которые разрабатывают структуру занятия и осуществляют координацию действий специалистов.

Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Коррекционная работа учителя - логопеда на интегрированных занятиях разнообразна и охватывает все направления его работы, кроме постановки звуков, которая осуществляется на индивидуальных занятиях.

В МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» интегрированные занятия организуются не менее 2 раз в год.

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников

Учитель-логопед и другие специалисты, работающие с детьми с ОВЗ (ТНР, ЗПР) привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах (согласно расписанию работы учителя-логопеда во вторую половину дня) и еженедельно/ежемесячно по пятницам в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей – как в речевом, так и в общем развитии. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

По запросу родителей и/или по приглашению учителя-логопеда возможно посещение индивидуальных логопедических занятий родителями.

Также учитель - логопед нацеливает внимание родителей на методические разработки, размещенные на информационном стенде «Советы логопеда». Необходимую информацию родители могут получить на Сайте МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида». Кроме того, учитель-логопед может порекомендовать родителям различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы, ссылки на тематические сайты.

В течение года родители приглашаются на праздники, интегрированные занятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

Вышеприведенные формы взаимодействия способствуют установлению партнерских отношений с родителями, созданию атмосферы общности интересов, повышению педагогической компетентности родителей, обучению родителей конкретным приемам логопедической работы.

Публикации по теме:

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда 1. Целевой раздел 1.1. Аннотация к рабочей программе учителя – логопеда Виноградовой С. В. Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных.

Рабочая программа логопеда. Часть 3 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Конструирование: - закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа (продолжение) 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Концептуальные основания оценки качества образовательной.

Рабочая программа (продолжение) СТАРШАЯ ГРУППА Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Рабочая программа (продолжение) Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять.

Рабочая программа (продолжение) Обоснование трехчастной структуры физического занятия. В начале вводной части делаются строевые упражнения (построение в шеренгу, в колонну.

Рабочая программа (продолжение) 2.5. Описание части образовательной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса На современном этапе развития общества.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию по детей дошкольного возраста с УО (продолжение) 2.3. Организация образовательного процесса Этапы коррекционной работы с детьми 1-2 неделя сентября-диагностика (обследование.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа логопеда (продолжение)
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 12:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД