Рабочая программа по сенсорному развитию дошкольников «Развивайка» для детей от 4 до 5 лет

Екатерина Барт
Рабочая программа по сенсорному развитию дошкольников «Развивайка» для детей от 4 до 5 лет

Рабочая программа

по дополнительному образованию дошкольников

по сенсорному развитию

«Развивайка»

(для детей от 4 до 5 лет)

2018 – 2019 учебный год

Автор: воспитатель МБДОУ №72 «Алёнушка» Барт Екатерина Григорьевна

Содержание

Пояснительная записка и актуальность…. 3

Учет возрастных особенностей …. 5

Индивидуальная и воспитательная работа…. 6

Цель, задачи и ожидаемый результат…. 7

Материалы и оборудование…. 8

Реализация межпредметных связей, режим работы…10

Учебно – тематический план на год…12

Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитиеу ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.

Учет возрастных особенностей воспитанников

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например,: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные, разнообразные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Важнейшей особенностью восприятия детей выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

В результате сенсорного развития младший дошкольник усваивает сенсорные эталоны. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, в процессе игр с дидактическим материалом, у детей должны сформироваться сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, форме и величине предметов.

Индивидуальная работа

В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их развитию и воспитанию подходить индивидуально в зависимости от склонностей ребенка. Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу.

Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх должны усложняться. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

Воспитательная работа с родителями.

Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.

Для родителей предусмотрены консультации воспитательного характера, беседы, чтобы обеспечить их полезной информацией, организовывать показы игр с детьми, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детейвосприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы.

Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, наполненность группы 12-15 детей. Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 20 минут.

Форма проведения образовательной деятельности – игровая.

Продолжительность освоения программы – 1 год.

Возрастной диапазон освоения программы – 4-5 лет.

Образовательная область – «Познавательное развитие».

Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.

Цель программы – формирование сенсорной культуры ребенка в период младшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к предметному окружению.

2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

Образовательные:

1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.

3. Активизировать речь детей.

Отличительные особенности данной программыпо дополнительному образованию:

- использование дидактических игр по методике Марии Монтессори;

- использование дидактических игр, изготовленных своими руками.

Ожидаемый результат

К концу года дети должны:

- быть успешными в предметной деятельности;

- знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);

- различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

- идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

Программа способствует:

- стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д. ;

- развитию мелкой моторики;

- созданию положительного эмоционального фона;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и воспитателей, мониторинг.

Материалы и оборудование,необходимые для проведения образовательной деятельности:

1. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.

2.Наглядный материал:

а)демонстрационный:

- карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);

- карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);

- карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);

- геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);

- модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

- игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т. д.).

б)раздаточный:

- рамка-вкладыш Монтессори;

- дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т. д.

в)ИКТ:

- компьютерные технологии (ноутбук, интернет);

- мультимедийный проектор;

- СD – проигрыватель;

- CD – диски с аудиозаписями.

Здоровье сберегающие технологии

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры со словами;

- гимнастика для глаз;

- физкультминутки, динамические паузы.

Программасоставлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. Художественно –эстетическое:

1. «Музыкальное воспитание», музыкальное сопровождение дидактических игр способствует развитию у детей эстетического восприятия.

«Изобразительная деятельность», знакомство с цветами и их оттенками, формой и величиной предметов помогает в занятиях по лепке, аппликации и рисованию.

2. «Речевое развитие», у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата во время проговаривания названий цветов и их оттенков, сравнивания предметов по величине, названий геометрических форм.

3. «Познавательное», дети знакомятся с основными цветами спектра и их оттенками, геометрической формой и величиной предметов, учатся сравнивать предметы по одному или нескольким параметрам.

4. «Социально - коммуникативная», дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, учатся коллективной работе.

Учебно – тематический план на год

№ п/п Название раздела Количество ОД

1. Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету. 12

2. Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине. 8

3. Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме. 12

4. Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. 4

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Принята Утверждена педагогическим советом Приказом.

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет Содержание:.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по физическому и художественно-эстетическому развитию детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТОПОТУШКИ» Возраст детей: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Чаткина М. П. Саранск.

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа «Пластилиновое чудо» для детей 6–7 лет Актуальность программы Программа «Пластилинография» сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую.

Рабочая программа по ФЭМП для детей 3–4 лет ПРИНЯТО педагогическим советом МАДОУ №272 протокол № __от ___ УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ № 272 ___ Берлизова Г. А. приказ №.

Рабочая программа по ФЗК для детей 3–4 лет 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: • Федеральный закон «Об образовании в.

Рабочая программа по кружковой работе «Развивайка. Лепка» (вторая младшая группа) Содержание 1. Введение… 2. Пояснительная записка… 2.1. Актуальность…. 2.2.

Рабочая программа по сенсорному развитию для обучающегося 1 класса с ОВЗ Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Палевицкая.

Рабочая программа «Зелёный мир» по ландшафтному дизайну для дошкольников 4–7 лет МАОУ "Школа дизайна "Точка" г. Пермь (структурное подразделение Дошкольные группы) работает по направлению декоративно - пространственного.

Автор публикации:
Рабочая программа по сенсорному развитию дошкольников «Развивайка» для детей от 4 до 5 лет
Опубликовано: 30 октября 2018 в 10:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки