Марина Клемина
Рабочая программа по ознакомлению детей 3–4 лет с мировой культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
«Развитие у детей представлений об истории и культуре»
Составила воспитатель Клемина Марина Анатольевна
Актуальность
Публикация «Рабочая программа по ознакомлению детей 3–4 лет с мировой культурой» размещена в разделах
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития, при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.
Проблема:
• исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
• не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
• в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
• отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.
Таким образом, для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы : "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".
• Цель программы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
• Задачи:
• воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры;
• дать представление о жизни русского народа внутри семьи, через привлечение семейного опыта самого ребенка при условии участия родителей;
• создавать благоприятные условия для отражения имеющихся представлений детей в разнообразных видах детской деятельности (игровой, художественно -творческой, театральной, речевой);
• воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость в общении с детьми и взрослыми;
• воспитывать культуру поведения в быту, в детском саду, в музее.
Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:
• разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
• преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
• склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
• потребность к смене эмоциональных состояний;
• склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
• регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.
Отсюда вытекают целевые ориентиры:
Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешним виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.