Лучший педагог года

Рабочая программа по коррекции познавательного развития

Елена Токарчук
Рабочая программа по коррекции познавательного развития

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 комбинированного вида»

Утверждено

от «__»___20___г

___Н. Ф. Вохмина

Рабочая программа

учителя-дефектолога

Токарчук Е. В.

по коррекции познавательного развития

(подготовительная группа)

Содержание

I. Целевой раздел

3

1. 1. Пояснительная записка 3

1.1.1. Цели и задачи программы 3

1.1.2. Принципы к формированию программы 4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы 5

II. Содержательный раздел 5

Публикация «Рабочая программа по коррекции познавательного развития» размещена в разделах

2.1. Раздел «Ознакомление с окружающим и развитие речи с задержкой психического развития 5

2.1.1. Содержание коррекционной работы по разделу 7

2.1.2. Уровни освоения раздела программы 7

2.2. Раздел «Развитие элементарных математических представлений» 9

2.2.1. Содержание коррекционной работы по разделу 10

2.2.2. Уровни освоения раздела программы 11

III.Организационный раздел

13

3.1. Описание материально-технического и методического обеспечения Программы 13

Приложение 14

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с ТРН подготовительной группы, имеющими низкий уровень практических умений и навыков (задержку психического развития).

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Основой для разработки данной учебной программы явились :

- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой /М. : Мозаика-Синтез, 2014;

- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С. Г., М., 2004

1.1.2 Цели и задачи программы

Цель – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

В процессе коррекционно-развивающего обучения детей решаются следующие задачи:

1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

1.1.2. Принципы к формированию программы

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка : создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п. 2.12.7) В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий с детьми 7-го года жизни 25-30 минут, индивидуальных – 15 минут.

На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством мониторинга уровня индивидуального развития ребенка. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагогов за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики. Диагностика проводится через:

• Наблюдение

• Беседа

• Анализ продуктов деятельности

• Использование специализированных диагностических комплексов

• Деятельностные пробы

Программа имеет концентрическое построение, т. е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

В приложении к Программе содержатся образцы диагностических карт; диагностические методики; список средств обучения: учебно-наглядные пособия, перечень дидактических игр; списки специальной, методической литературы.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты коррекционной работы по разделу «Ознакомление с окружа-ющим миром и развитие речи» :

Называть времена года, отмечать их особенности.

Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Иметь представления о животных, их повадках, среде обитания. Распределять представителей животного мира по видам.

Называть разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Выделять группы предлагаемых растений

Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.

Знать название родного города, его достопримечательности

Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, пересказывать небольшие литературные произведения.

Планируемые результаты коррекционной работы по разделу «Развитие элементарных математических представлений» :

Дети знают:

состав чисел в пределах 10.

Дети умеют:

читать и записывать числа до 10',

уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;

решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания;

распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;

пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, >,<, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

2. Содержательный раздел

Программа коррекционно-развивающей работы состоит из двух разделов:

1. Ознакомление с окружающим миро и развитие речи.

2. Развитие элементарных математических представлений.

2.1. Раздел программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития

При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР, важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Основной целью этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Программа включает следующие основные разделы:

1. Родная природа

2. Растения

3. Животные

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

5. Знакомство с ближайшим окружением

6. Развитие связной речи

Основными задачами являются:

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении их в пространстве;

накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;

формирование представлений о здоровом образе жизни.

повышение уровня сенсорного и умственного развития;

обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе, ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Систематизация знаний и представлений, их обобщение и применение в собственной продуктивной и речевой деятельности детей происходят на занятиях у педагога-дефектолога.

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Учебно-тематический план занятий

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Образовательная область /Познание/

Разделы программы Подготовительный возраст

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

2 занятия в неделю

Подготовительная группа детей с ЗПР

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1 период 2 период 3 период

1. Родная природа 3 3 4

2. Растения 3 1 2

3. Животные 5 2 3

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия 2 2 2

5. Знакомство с ближайшим окружением 3 10 4

6. Развитие связной речи 6 4 5

Количество часов 22 22 20

2.1.1. Содержание коррекционной работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

1. Родная природа

Расширять и уточнять представления детей о природе. Знакомить детей с многообразием родной природы

Формировать представления детей о чередовании времен года, частей суток.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

2. Растения

Закреплять представления о растениях: деревьях, кустарниках, цветах.

3. Животные

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.

Знакомить детей с животными различных климатических зон.

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходствен различие.

Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый и черный.

Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.

Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами

5. Знакомство с ближайшим окружением

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту.

Расширять представления детей о людях разных профессий, о важности и значимости их труда.

6. Развитие связной речи

Учить связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам

2.1.2. Уровни освоения раздела программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

1. Мир природы

Низкий уровень Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Средний уровень Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

Высокий уровень Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.

2. Животные

Низкий уровень Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Средний уровень Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Высокий уровень Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Знает характерные признаки

3. Растения

Низкий уровень Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

Средний уровень Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

Высокий уровень Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

Низкий: В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия эталонных геометрических (овал, прямоугольник) форм и цветовых оттенков. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины.

Средний: Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм (овал, трапеция, ромб, прямоугольник) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый). Составляет сериационный ряд из предметов разной величины. Высокий: Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство. Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

5. Знакомство с ближайшим окружением

Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.

Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследова-тельские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире.

Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения

6. Развитие связной речи

Низкий. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Не привлекает свой сенсорный опыт к описанию воспринимаемого. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно.

Средний. Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

Высокий: Ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Составляет предложения по демонстрирующим действиям, пересказывает короткие рассказы, описывает предметы, составляет рассказы по картинкам и по представлениям.

2.2. Раздел программы «Развитие элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития»

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Цель занятий по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР — формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:

Развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.

Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе,

Формирование способов измерения,

Выполнение простейших счетных операций,

Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

Усвоение элементарного математического словаря.

Программа состоит из нескольких разделов:

1. Действия с группами предметов,

2. Размер предметов.

3. Геометрические фигуры

4. Количество и счет

5. Пространственные и временные представления.

Специальная коррекционная работа, направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики. Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь дошкольников.

Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо.

Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений.

Все обучение дошкольников должно носить наглядно-действенный характер: математические понятия ребенок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).

Учебно-тематический план занятий

по разделу программы «Развитие элементарных математических представлений». /Образовательная область /Познание/

Разделы программы Подготовительный возраст

Развитие элементарных математических представлений

3 занятия

в неделю

Подготовительная группа детей с ЗПР

Развитие элементарных математических представлений

1 период 2 период 3 период

Действия с группами предметов 6 10 9

Количество и счет 18 18 8

Размер предметов 3 1 5

Геометрические фигуры 3 1 2

Цвет предметов 1 1 2

Пространственные и временные понятия 2 2 4

Количество часов 33 33 30

2.2.1 Содержание коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ЗПР

Публикации по теме:

Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний Цель: коррекция эмоциональной сферы. Задачи: 1) гармонизация внутреннего.

Программа индивидуальной нейропсихологической коррекции ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Разработала: педагог-психолог Боровик И. Н. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа коррекции агрессивного поведения «Добрый Я!» Пояснительная запискаВ настоящее время под влиянием неблагоприятных социально-психологических и биологических факторов, таких как: ухудшение.

Программа коррекции и развития. Приложения Приложения Тестирование Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому этапу. Отслеживаются:.

Программа коррекции ОНР второго уровня В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся.

Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок» Из опыта работы. Программа по коррекции артикуляционной моторики "Послушный язычок" 1. Пояснительная записка Массаж артикуляционного аппарата.

Программа развития и коррекции «Арт-терапия». Часть 1 Программа развития и коррекции «Арт- терапия» (для детей с нормой развития и детей с ограниченными возможностями здоровья)[/h3] составитель:.

Программа развития и коррекции «Арт-терапия». Часть 2 8. Тема «Цветоделение». 8.1. «Теплое и холодное царство». • 1-й этап: психологическое вхождение — слушаем сказку про Теплое и холодное царство,.

Рабочая программа по логоритмике Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №116 комбинированного вида».

Рабочая программа (средняя группа) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по развитию детей в средней группе разработана в соответствии с основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по коррекции познавательного развития
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 17:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД