МААМ-картинки

Рабочая программа по коррекции застенчивости у детей младшего дошкольного возраста

Юлия Жмакина
Рабочая программа по коррекции застенчивости у детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22

г. КРАНОУРАЛЬСК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составитель:

Жмакина Юлия Сергеевна

2017 г

Содержание программы

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка….3-4

1.2 Цели и задачи программы…4-5

Публикация «Рабочая программа по коррекции застенчивости у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1.3 Приемы и методы коррекции…. 4-5

1.4 Формы коррекционной работы…. 5

1.5 Структура занятий….5

1.6 Планируемый результат…5

II. Организационный раздел

2.1 Застенчивый ребенок….5-7

III. Содержательный раздел

3.1 Содержание индивидуальной коррекционной программы. 7-12

IV. Работа с родителями

4.1 Взаимодействие с родителями (в виде лекции…. 12

4.2 Общая характеристика застенчивых детей…12

4.3 Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде…. 13-15

4.4 План поэтапного изменения поведения ребенка…15

4.5 Рекомендации «Как помочь застенчивому ребёнку…. 15-16

Список используемой литературы…. 17

Приложения

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 года). На основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы РФ:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании».

2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26 ОБ.

Отклоняющиеся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Проявление отклонения в поведении детей могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни деятельности.

Выделяют следующие типы неконструктивного поведения: импульсивное, конформное, демонстративное, протестное.

Застенчивость (некоммуникабельность) – это свойство личности, характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности. Ее называют наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Последствия застенчивости могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно от тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая – то эмоциональная угроза.

Наблюдая за детьми, можно обнаружить тех, которые ничем не выделяются из общей массы, но заслуживают пристального внимания воспитателя, это социально неуверенные дети. Они не дерутся и не так уж часто плачут. Внешне скромны и нравственны, не нарушают правил поведения и не доставляют неудобства родителям и воспитателям. Однако при глубоком и внимательном изучении этих детей, их поведения, достижений, можно увидеть, что дети не до конца реализуют свои возможности. Они как бы растворяются, теряются в общей массе своих сверстников, уступая им первенство во всем. Частично осознавая свой потенциал и, не имея возможности его реализовать, они не осваивают многие навыки, доступные им, становятся неудовлетворительными, на основе чего возникает внутренняя тревожность развивающейся личности.

Поэтому социально неуверенные дети нуждаются в помощи взрослого больше других.

1.2 Цель коррекционной программы :

Снижение уровня застенчивости дошкольника.

Задачи:

1. Коррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.

2. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов. Развивать коммуникативные умения и навыки

3. Профилактика конфликтов детско-родительских отношений. Дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка.

1.3 Приемы и методы коррекции :

- обучение способам расслабления;

- проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.);

- подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

- постановка спектаклей;

- рисование для выявления и отработки страхов;

- использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

- обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх

Прямые методы воздействия: создание ситуации успеха, похвала, поощрение, тренинги, упражнения, этюды, поручения.

Косвенные методы воздействия: чтение художественных произведений, организация различных видов игр, создание положительного микроклимата, работа с социумом детей.

4.5 Формы коррекционной работы.

Используем групповую форму коррекционной работы, так как во время групповой работы (совместной игры со сверстниками и взрослыми, моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека, которая в свою очередь имеет сильное влияние на психическое развитие ребенка. Групповая форма наиболее популярна и более эффективна, так как человек получает в группе не только обратную связь на свои слова и действия, но и многочисленные алгоритмы разрешения своей проблемы.

1. 5 Структура занятия:

- ритуал приветствия – 2 минуты;

- разминка – 5 минут;

- коррекционно-развивающий этап – 15 минут;

- релаксация – 5 минут;

- плавное завершения занятия – 3 минуты.

1. 6 Планируемый результат:

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- снятие эмоционального напряжения;

- помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

II. Организационный раздел

2.1 Застенчивый ребенок

В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Быть застенчивым – значит бояться общения. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако исследования показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное.

Проблема заключается в другом. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. В общении с близкими людьми характер отношения взрослых ясен для ребенка, а в общении с посторонними – нет, поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже – с точки зрения взрослых. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего «Я». Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем “Я” часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Признание и уважение всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими.

Но в ситуациях, когда ребенок «забывает о себе», он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно. Они всегда послушны, исполнительны, редко делают что-либо недозволенное, не проявляют инициативу. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимают участие, сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Внешне кажется, что такие дети уравновешенны, спокойны, но это не так. Все переживания, негативные эмоции остаются внутри и могут стать причиной серьезных заболеваний.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача вполне выполнимая. Чем раньше начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом ребёнок непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера, у него формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.

В работе с застенчивыми детьми важна тактичность, терпение. Застенчивому ребенку необходимо помочь развить все его внутренние потенциалы, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя полноценным членом общества.

III. Содержательный раздел

3.1 Содержание индивидуальной коррекционной программы :

№ п/п

I

этап

II этап

III этап

IV

этап

Название

«Угадай эмоцию», «Живая иллюстрация», «Колдун», «Расскажи стихи руками», «Изобрази животное»,

«Разговор с глухой бабушкой»» (вариант игры, предложенной М. И. Чистяковой, «Через стекло» (игра, предложенная Н. Кухтиной, «Различная походка» (упражнение, предложенное В. Леви).

Игры: «Незнайка», «Змейка». Упражнения: «Разыгрываем сказку», «Закончи предложение». Этюды: «Два клоуна», Встреча с другом».

(Катаевой Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М. : Книголюб, 2004. — 56 с.)

3. Изотерапия: Рисование самого себя «Автопортрет», «Штриховка»,

«Какой я есть и каким бы я хотел быть».

4. Подвижные игры: “Кричалки-шепталки-молчалки” (Шевцова И. В.) Игра “Давайте поздороваемся” Игра “Бумажные мячики” (Фопель К., 1998)

Игра “Дракон” (Кряжева Н. Л., 1997, «Салочки», «Гуси и серый волк», «Сосны, елочки, пенечки», «Где твой домик?»

1. Упражнения: «Трясем кистями», «Стряхиваем воду с пальцев».

2. Упражнения: «Медвежата в берлоге», игры с шишками, песком, «Игра с пчелой», «Холодно – жарко», «Игра с шарфиком», «Пчелка мешает спать».

3. Упражнения: «На берегу моря», «Игра с песком», «В уши попала вода», «Лицо загорает», «Отдых». Сон на берегу у моря» (М. И. Чистякова).

4. Упражнения:

Для рук: «Заборчик», «Душистые цветы», «Кулачки», «Олени».

Для ног: «Шагают ножки по лесной дорожке», «Пружинки».

Для туловища: «Напрягаем животик», «Чужой», «Штанга», «Кораблик».

Для лицевых мышц: «Стиснем зубы», Откроем рот», «Ох!», «Широкая улыбка», «Хоботок», «Лягушки».

5. Упражнения формулы для покоя и отдыха, для активности, бодрости, положительных эмоций: «Солнечный зайчик», «Волшебный сон».

1.«Я – смелый», «Я – ловкий», «Я – умный», «Я – сильный»,

«Я – добрый», «Повторяем стихотворение», «Я умею рисовать», «Царь горы», «Показываем стихотворение», «Веселые лягушки, с подушки на подушку».

(Аралова М. А. справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 272с).

2. «Зайки и слоники» (Лютова Е. К., Монина Г. Б., «Волшебный стул» (Шевцова И. В.);«Хорошие слова», «Комплименты», «Самый лучший».

3. Сюжеты сказок для обыгрывания: «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;

1.«Возьмите меня в игру», «Совет волшебника», «Тихо, громко, очень громко», ««Что ты можешь предложить?», «Протяни другу руку», «Добрый и злой», «Кто с кем дружит».

(Аралова М. А. справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 272с).

2. Игры: «Клубочек», «Поварята»,

«Разыгрывание ситуаций», «Путешествие по лесу», «Перейди через ручей»

3. Подвижные игры: Море волнуется раз…», «Гуси и серый волк», «Где твой домик?», «Сосны, елочки, пенечки»

Цель

Цель: Обучить приемам, выражать свои чувства и эмоции

Цель: обучить приемам снятия напряжения.

1. Цель: обучить расслаблению посредством показа и тактильной помощи с улавливанием локализации ощущений

2. Цель: отличать мышечное напряжение от расслабления, не фиксировать внимание на дыхании

3. Цель: обучить мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании.

4. Цель: выполнять отдельные упражнения для расслабления рук, ног, туловища, шеи, лица без использования формул самовнушения.

5. Цель: выполнять упражнения с использованием формул самовнушения.

Цель: Развивать положительную самооценку у ребенка, учить говорить о своих чувствах

Цель: Развивать коммуникативные умения и навыки

Содержание

«Угадай эмоцию»

Воспитатель показывает смайлик – дети подбирают лепестки с соответствующей эмоцией.

«Расскажи стихи руками» Пальчиковые игры

Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Трясем кистью».

Исходное положение – руки подняты вверх.

Трясете расслабленными кистями в течение 20–40 секунд. Важно держать кисти поднятыми вверх, что усиливает венозный и лимфатический отток от кистей.

«Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог.

Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов.

Выдох произвольный.

«Я Смелый»

Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит «Я смелый». Упражнение дети делают по очереди.

«Я –ловкий».

Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч, подбрасывает вверх и говорит: «Я ловкий».

Я – умный.

Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет «Я-Умный». Упражнение повторить 3 раза.

Я сильный.

Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет три раза «Я –сильный», по сигналу «Брось!» - бросает мячи.

«Я - добрый.»

Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят : " Я - добрый" Упражнение продолжается 3 минуты.

Пантомима «То, что я люблю делать».

Цели: формируют группу и повышает личную самооценку.

Ход игры: образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравиться делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность.

Упражнение: «Кто с кем дружит?»

(Участники стоят в кругу).

Психолог: «Я знаю, что все очень любят сказки и мультфильмы. А вы любите?»( Ответы участников: да, конечно и т. Д.)

Психолог: «Замечательно, значит, вы легко справитесь со следующим заданием». Я буду кидать по очереди мяч каждому из вас и называть сказочного героя, а тот, кто поймал его должен называть друга (друзей) этого сказочного персонажа. Начали:

Малыш и (Карлсон). Буратино и (Мальвина, Пьеро).

Бурундуки Чип и (Дейл). Белоснежка и (семь гномов).

Вини Пух и (Пятачок). Герда и (Кай)

Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)

Крокодил Гена и (Чебурашка).

Баба – яга и (Кощей, Леший)»

IV. Работа с родителями

4.1 Взаимодействие с родителями (в виде лекции).

Цель: Дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка; формирование адекватной установки на восприятие изменения ребенка.

Для начала определим, что же это такое, застенчивость?

Застенчивость – комплекс ощущений, растерянности, стыда, страха препятствующий нормальному общению.

4.2 Общая характеристика застенчивых детей :

Застенчивым детям не свойственны самоуверенность и агрессивность

Застенчивым детям кажется, что все смотрят на них критически или смотрели бы так, если бы их заметили. Поэтому они обычно стараются не быть на виду

Застенчивые дети очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно

• Они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств

• Чувствительны к реальной или подразумевающейся критике, болезненно относятся даже к подшучиванию

Застенчивые дети часто принижают свои качества

Застенчивые дети часто недовольны собой

• В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими

• Постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других

• Часто колеблются в принятии решений

• Не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя

• Неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а «телесный язык” слишком смиренен

Застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку

Застенчивость мешает детям ясно мыслить и эффективно общаться с другими

Застенчивые дети часто чувствуют неадекватность собственного поведения и испытывают постоянную тревогу по поводу своих действий

• Как правило, у застенчивых детей занижен уровень самооценки

• Не замечают свои положительные качества и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т. д.

Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения. К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения.

4.3 Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде

1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги TheShyChild («Застенчивый ребенок», рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими – братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей – для непродолжительных игр. Работа приходящей няней – великолепная возможность для застенчивых подростков не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза – в том, что ребенок стесняется делать со своими ровесниками.

5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре – лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

4. 4 План поэтапного изменения поведения ребенка.

Начните с того, что подумайте о своем собственном темпераменте. Считаете ли вы себя застенчивым? А считали так, когда росли? Называли вас застенчивым? Были ли ваши братья, сестры, родственники или родители застенчивыми? Называли кого-нибудь из них застенчивыми? Есть ли какие-либо определенные ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка.

1. Проанализируйте свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении?

- Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

- Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?

- Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?

- Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

- Отговариваете ребенка испытать что-то новое?

- Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?

- Сравниваете поступки и личность ребенка с поступками его братьев или сестер?

2. Подумайте о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка, особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе? Составьте план изменений и придерживайтесь его.

Работая с ребенком, нужно помнить, что в жизни маленького человека нет и не может быть никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Изменить поведение ребенка - нереальная задача, если взрослые не присмотрятся к себе, не изменят себя.

В конце занятия каждому родителю можно раздать в виде брошюры памятку:

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать одной из наиболее распространенных причин, осложняющих общение.

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Дата тема задачи содержаниесентябрь «Цветы на участке.

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная иголочка»Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная иголочка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадский детский сад № 3» Рабочая программа для детей старшего.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью УО Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушения чтения и письма у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Рабочая программа кружка «Мульти-пульти» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 1. Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаМультфильмов свет пронзает тьму обычных дней, В них неживое оживает на удивление очей, В бегущих.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Речецветик» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей дошкольного возраста кружка «Речецветик» ОГЛАВЛЕНИЕ № Наименование разделов I.

Рабочая программа по логопедической коррекции, 3 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по логопедической коррекции для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012.

Рабочая программа по обучению разговорному якутскому языку детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «БЕРЕЗКА» МР «ОЛЕКМНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ).

Рабочая программа раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку Образовательная программа дошкольного образования детей «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНАИЙ – ДЕТЯМ. АНГЛИЙСКИЙ.

Рабочая программа «Развитие детского художественного творчества и моторики рук у детей дошкольного возраста» Цель программы: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по коррекции застенчивости у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2018 в 19:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД