МААМ-картинки

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Наследники»

Елена Федянина
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Наследники»

Пояснительная записка.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Публикация «Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию „Наследники“» размещена в разделах

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.

Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом.

Особенностью его является общение через музейный экспонат – подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.

Приобщение детей к музею происходит как раз в том возрасте, когда наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению.

Приход в музей расширяет кругозор детей, их знания по истории края, родного города. Знание истории, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств. Специфика музейной информации обеспечивает особую роль музея в понимании детьми связи времен, дети должны знать, что было до них. Нужно дать им понятие времени, смены эпох. Важно, что в музее знания усваиваются путем знакомства с подлинными предметами. Это определяет особую наглядность музейной информации, ее доступность для ребенка. Доступность музейной информации, пробуждает познавательную активность ребенка, его любознательность.

Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.

Цели и задачи программы:

Цель: воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Привитие уважения к традициям и истории народной культуры.

Задачи:

Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям.

Развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам.

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, творческие способности и фантазию.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.

Развитие музейной культуры и визуальной грамотности;

Направления работы:

Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

Формы работы:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду ;

• Дидактические игры;

Принципы, лежащие в основе программы:

личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

доступность – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

наглядность – наличие дидактических материалов;

последовательность – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;

занимательность – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Программа рассчитана на детей 6-7лет. Количество детей – 10 человек.

В год проводится 14 занятий. Периодичность - 2 занятия в месяц, продолжительность занятия 30 минут.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Ожидаемый результат.

Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства; Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом. Уметь рассказывать о своем родном городе, иметь знания об истории его возникновения. Имеют представление о гербе, флаге, мелодии гимна Российской Федерации.

Перспективный план работы кружка : «Наследники»

Октябрь

1. Мой город- моя малая Родина.

Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

2. Осенние праздники. Покров. Покровские ярмарки.

Повторение пословиц об осени. Рассказ о народном празднике Покрове и его традициях. Чтение стихотворений об осени.

ноябрь

1. Начало всех начал.

Расширять представление детей о народном декоративно- прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Формировать эстетический вкус

2. В музее русской народной одежды.

Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Декабрь

1. Матрёшки-потешницы.

Расширить представление детей об истории матрёшки как народном промысле. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. Познакомить детей с тем как рождается матрёшка и как её расписывают. Научиться расписывать матрёшку.

2. Травка, кудри, завиток.

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

январь

1. Государственная символика России.

познакомить детей с символикой России – флагом и гербом; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага, патриотические чувства

2. Богатыри земли русской.

Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям. Познакомить с названиями элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).

февраль

1. Как солнце, ветер и месяц сказку рассказывали.

Вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому. Отгадывать загадки, познакомить с народными играми, сказкой «Солдат Семен-скорый гонец».

2. Сударыня Масленица.

Рассказать о народных традициях празднования масленницы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками.

март

1. Сине-белое чудо Гжели.

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи

2. История вещей.

Вызвать у детей желание узнать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать бережное отношение к предметам быта.

апрель

1. Земля заботу любит.

Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке.

2. Мини-музей Народные промыслы

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно- прикладному искусству. Воспитывать интерес к народному творчеству. Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Работа с родителями

- Анкетирование «Как вы относитесь к музею»

– Родительское собрание «Моя семья – моя крепость»

– Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

– Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

– Познавательный досуг «Я рождён России»

– Папка — передвижка «Я иду в музей»

– Помощь родителей в создании мини-музея

Список используемой литературы:

1. И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»

2. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

3. О. В. Савельева «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Мамочка моя» Цель: воспитывать внимательное отношение к маме, называть маму по имени. Задачи: 1 Развивать речь, память, мышление, воображение. 2 Закрепить.

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город Набережные Челны» Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой город Набережные Челны» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная.

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы — россияне» Цели: формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников; воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, за своё имя; продолжать.

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных.

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Вечный огонь» Нод по нравственно-патриотическому воспитанию «Вечный огонь» Воспитатель Протасова З. П. Педагог предлагает детям сесть в кружок в затемненном.

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества»НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности:.

План-программа НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Россия — Родина моя»План-программа НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Россия — Родина моя» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Образовательные задачи: Обучающая: Обобщить и систематизировать знания.

Профориентация старших дошкольников. Рабочая программа клуба по нравственно-эстетическому воспитанию Рабочая программа клуба по нравственно – эстетическому воспитанию «Скворечник» для детей подготовительной группы № 6 на 2012 – 2013 у/г.

Сценарий развлечения по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы — наследники Победы» Цель: Формировать у детей представление об истории своей страны, о героизме защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Задачи:.

Автор публикации:
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Наследники»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 23:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД