Папки-передвижки

Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Марина Николаевна Иванова
Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Пояснительная записка

Рабочая программа «Человек» для обучающихся 5 классов с тяжёлыми и множественными нарушения развития разработана на основе адаптивной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Публикация «Рабочая программа по предмету „Человек“ для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цели:

• формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

• осознание общности и различий с другими людьми;

развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.

Задачи:

• формировать представления о возрастных изменениях человека;

• формировать умение жить по режиму дня;

• формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое, локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

• формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

• формировать умения обслуживать себя;

• формировать умения следить за своим внешним видом;

• формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Одна из основных линий курса – иметь представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правил здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятие физической культурой и профилактика болезней). Поведение сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычек, возрастных изменениях. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Содержательные линии: ребенок учится понимать окружающий людей проявлять к ним доброжелательные отношения, стремится к общению и взаимодействию с ними.

Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану изучение предмета «Человек» отводится 2 часа в неделю, итого 68 часа в год.

Личностные результаты освоения учебного предмета :

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета :

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

• Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

• Отнесение себя к определенному полу.

• Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

• Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

• Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

• Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое, показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

• Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

• Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Содержание учебного предмета

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и

профилактика болезней, поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, чистить зубы, мыть руки, стричь ногти, причесываться и т. д.

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, в её застёжках/шнуровках, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды, обуви. Знакомство с одеждой по сезонам и погоде.

Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.

Раздел «Туалет» предполагает формирование навыков обслуживания себя в туалете.

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, их и своём социальном статусе, о взаимоотношениях между родными, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т. д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т. д

Программа по предмету реализует современный взгляд на обучение и выдвигает на первый план накопление опыта взаимодействия с предметами, познания их в игровой, коммуникативной и практической деятельности.

Тематическое планирование по предмету «Человек»

№ ур. Раздел, тема урока Кол-во часов

Раздел 1. Общее знакомство с организмом человека (22)

1,2 Скелет человека 2

3,4 Мышцы 2

5,6 Кровообращение 2

7,8 Дыхание 2

9,10 Покровы тела 2

11 Познакомимся со своей кожей 1

12,13 Как сохранить свою кожу здоровой? 2

14,15 Какими способами можно очистить свою кожу? 2

16-18 Что такое микробы? 2

19,20 Знакомство с ухом 2

21,22 Почему у нас два глаза? 2

Раздел 2. Представления о себе. Семья(12ч)

23 Я 1

24,25 Кто такой мальчик? кто такая девочка? 2

26,27 Здоровье 2

28,29 Что такое режим дня? 2

30,31 Семья 2

32-34 Родственные отношения 3

Раздел 3. Гигиена тела (17ч)

35 Туалет и ванная комната 1

36 Гигиена полости рта 1

37,38 Гигиена носа 2

39,40 Гигиена ушей 2

41,42 Гигиена головы 2

43 Гигиена волос 1

44 Эстетический вид 1

45,46 Гигиена тела 2

47-49 Гигиена ног 3

50,51 Гигиена рук 2

Раздел 4. Обращение с одеждой и обувью (9ч)

52 Мой внешний вид 1

53 Моя одежда 1

54 Одежда по сезону 1

55 Головные уборы 1

56 Навыки, связанные с гигиеной одежды 1

57 Обувь 1

58 Уличная и комнатная обувь 1

59 Обувь по сезону 1

60 Гигиена обуви 1

Раздел 6. Прием пищи (8)

61,62 Кто нам готовит еду? 2

63,64 Правила поведения за столом 2

65,66 Столовые приборы 2

67,68 Этикет за столом 2

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учё том следующих требований:

-обеспечение природосообразности обучения детей с ОВЗ (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);

-создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и школьников с ОВЗ (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т. п.);

-создание условий для организации практической деятельности школьников с ОВЗ (наблюдений, опытов, моделирования и пр., а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

Печатные и другие пособия

Казакова О. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. / О. В. Казакова, Н. А. Сбоева. – М. : «Вако», 2004. –336с.

Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков / авт. сост. Е. М. Матвеева. –Волгоград.

Шинкарчук С. А. Правила безопасности дома и на улице. /Шинкарчук С. А. СПб. :Издательский Дом «Литера», 2008.

Шорыгина,Т. А. Какие месяцы в году?/ Т. А. Шорыгина. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2009.

Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания/ Т. И. Подрезова. – М. :Айрис –пресс, 2010.

Тематические альбомы «Семья», «Предметы гигиены», «Инструменты», «Тело человека», «Город. Улица. Дом. Квартира. Мебель», «Времена года», «Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы»

Иллюстративный материал (альбомы, наборы открыток)

Модели дорожных знаков, часов

Настольные развивающие игры, лото, викторины.

Оборудование для экскурсий: фотографии, картинки, фотоаппарат для выполнения заданий по моделированию.

Технические средства обучения

-Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы : уроки Кирилла и Мефодия (окружающий мир)

Планируемые результаты (на уровень обучения)

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

• Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

• Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое, показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

• Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

• Умение следить за своим внешним видом.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Публикации по теме:

Адаптированная рабочая программа «Человек» в 4 классе коррекционной школе ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» 4 класс НА 2019-2020 УЧ. ГОД № п\п Тема Кол-во часов Дата 1 Идентификация себя со своим.

Сценарий праздника осени «Под осенним зонтиком» для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития Под осенним зонтиком! (осенний праздник для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, с ТМНР) Воспитатель: Красноперова Е.

Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Изобразительная деятельность» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки».

Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Музыка и движение» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки».

Рабочая программа по предмету «Информатика» (1–4 классы) Рабочая программа по предмету: Информатика (1 – 4 классы) учебник: УМК "Школа России" Информатика 1 – 4 классы авторы: Рудченко Т. А. ,.

Рабочая программа кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речиРабочая программа кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речи РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речи Составлена на основе программы.

Рабочая программа по рисованию для обучающихся дошкольников группы раннего возраста КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОВОКУЗНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 41».

Рабочая программа по штукатурно-малярному делу для обучающихся 5 класса Пояснительная записка Рабочая программа по штукатурно-малярному делу для обучающихся 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Виды и формы трудовой деятельности на прогулке при работе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития Виды и формы трудовой деятельности на прогулке при работе с обучающимися с ТМНРТрудовое воспитание обучающихся с ТМНР предусматривает создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 18:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД