Марина Клемина
Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
подготовила воспитатели: Попова Н. А., Клемина М. А.
В 2015 – 2016 уч. г. во второй младшей группе № 1 будет проводиться курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» в рамках Образовательной системы «Детский сад 2100». Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова). Программа рассчитана на детей 3- 4 лет с учетом возрастных особенностей. Обучение строится на основе пособия «По дороге к азбуке», («Лесные истории»,авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова). Дополнительно будут использоваться:
Публикация «Рабочая программа по развитию речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-Обучающие настольно-печатные игры
-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
Программа рассчитана на 35 периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в год (1 раз в неделю, в том числе и в нерегламентированной деятельности (прогулки с целью наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, используется интегрирование других областей, как на занятиях, так и в индивидуальной работе. Задания на развитие речи детей выборочно включаются в содержание других ПНОД. С целью закрепления полученных знаний часть заданий вынесены в режимные моменты.
Основной целью данной программы является развитие у детей 3-4 лет познавательной речевой активности.
Данная цель определяет задачи курса:
1) Расширение и уточнение словаря;
2) Совершенствования грамматического строя речи;
3) Развитие связной монологической речи;
4) Привлечение внимания детей к собственной речи;
5) Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа;
6) Развитие речевого аппарата.
Возрастные особенности:
Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них.. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи : значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.
Основные направления работы :
1) привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих;
2) развитие речевого аппарата;
3) расширение словаря;
4) развитие грамматического строя речи;
5) развитие связной речи;
6) знакомство со звуками
Содержание курса:
1) Расширение и уточнение словаря:
-введение в активный словарь новых слов и понятий;
-реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
-развитие внимания к развитию слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
2) Развитие грамматического строя речи :
-формирование навыка согласования слов в словосочетании;
-формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);
-развитие умения употреблять предлоги в речи;
-развитие умения конструировать предложения.
3) Работа над звуковой культурой речи :
-развитие артикуляционного аппарата;
-знакомство со звуками русского языка;
-развитие умения узнавать звуки в звуковом ряду, в слове; слышать повторяющиеся согласные звуки.
4) Развитие связной речи :
-рассказывание о предмете;
-рассказывание о себе по вопросам педагога;
-рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми
Данная рабочая программа предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыки, художественного чтения, физической культуры, безопасности.
В основе организации обучения лежит проблемно- диалогическая технология. Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения классификации, аналогии, обобщения. Для каждого ПННОД предлагается набор заданий разного уровня сложности. При этом используется один из принципов Образовательной системы «Школа 2100»- принцип минимакса.
Принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные возможности детей.
Программа позволяет снизить объем интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, т. к. большинство занятий носит интегрированный характер.
Программа учитывает здоровьесберегающие технологии, что позволяет сохранять здоровье детей.
Возрастные особенности детей 3-4 лет определили игровой характер содержания и его вариативность
Содержание НОД:
Для правильного произношение звуков проводится артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат ребенка к правильному произношению. Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.
Происходит знакомство детей со звуковой культурой родного языка. Дети приобретают представление о звуках, способе и месте их образования, начинают узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах.
Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего в ПННОД используются специальные упражнения и пальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также и развитию речи детей.
Наряду с развитием мелкой моторики уделяется внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству. Словесное обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка.
Дети принимают участие в составлении рассказа по сюжетным картинкам, раскрашивают их и дорисовывают отдельные фрагменты.
Для повышения качества усвоения материала на занятиях используются мягкие игрушки – Ежик и Лисенок
Содержание каждого НОД имеет следующую структуру:
Структура НОД:
1)Лексическая работа
2)Звуковая работа
3)Работа с рисунком, с раздаточным материалом
4)Артикуляционная разминка
5)Пальчиковые игры
Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. При этом на в ПНОД используются как фронтальный метод, так и работа в группах, и индивидуально.
В связи с тем, что в программе по развитию речи недостаточно определены часы на составление рассказов по картинам и использование пальчиковых игр, вынести работу по составлению рассказов по сюжетным картинкам в виде интеграции, как часть других занятий и в нерегламентированной деятельности.
Диагностические исследования проводятся в конце года.
Целевые ориентиры:
Дети должны уметь:
Сформированность грамматического строя речи :
1. Согласовывать слова в словосочетаниях
2. Употреблять в речи предлоги : в, на, за, под, около.
3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.
4. Образовывать существительные во множественном числе.
Формирование словаря:
1Реализовывать новые слова и понятия в речи
2. Пользоваться словарем обобщений.
3. Использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру ит. д.)
4. Отвечать на вопросы взрослого.
5. Рассказывать по картине совместно с воспитателем.