Папки-передвижки

Рабочая программа «Подготовка руки к письму»

НАТАЛИЯ БАСКАКОВА
Рабочая программа «Подготовка руки к письму»

Подготовка руки к письму

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

___ Н. А. Попова РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от «___» ___ 201__ г.

протокол № __ УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ___ О. Г. Берилло

приказ от «___» ___ 201__г.

Рабочая программа

по подготовке руки к письму

в группе комбинированной направленности № 7 «Вега» для детей 5-6 лет

Публикация «Рабочая программа „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах

Сведения о разработчиках :

Баскакова Наталия Михайловна, воспитатель, 1 квалификационная категория

2019/2020 учебный год

Тамбов

«История письма ребенка начинается

значительно раньше того момента,

когда учитель впервые вкладывает

ему в руки карандаш и показывает,

как надо писать буквы»

Л. С. Выготский.

1. Актуальность

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного мышления. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе, комплекс трудностей.

Практика показывает, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности старшего дошкольника, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, поэтому старшему дошкольнику необходимо создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Умение выполнять мелкие движения развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма, а не

был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Поэтому работа по подготовке к письму должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу.

Цель: подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

Технология разработана с учетом требований ФГОС ДО, возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучение ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, графические навыки.

Особенности детей данной возрастной группы:

- функциональное несовершенство руки ребенка; не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев; слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев; наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость;

- несформированность навыка работы с пишущим предметом : ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др., а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки;

- неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор;

- низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует у детей графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и упражнений способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи детей.

Задачи :

1. Развитие у старших дошкольников общей ручной и мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;

2. Формирование зрительного внимания и зрительного восприятия;

3. Формирование и развитие пространственной ориентировки;

4. Развитие слухового внимания и слухо-моторной координации;

5. Формирование элементарных базовых графических умений и навыков;

6. Развитие коммуникативных навыков, связной, диалогической, монологической речи, умения рассуждать;

7. Развитие инициативности и самостоятельности;

8. Формирование детского сообщества, развитие детско-родительских отношений;

9. Формирование партнёрских отношений с родителями, включение родителей в образовательную деятельность;

10. Повышения уровня педагогической компетентности педагогов.

1. Работа с детьми

В разработанной технологии подготовки руки к письму с использованием каллиграфии реализуется комплекс игр-путешествий.

Комплекс игр-путешествий, направленных на подготовку руки к письму состоит из четырё х блоков:

Первый блок «Волшебный карандаш»

Задачи: познакомить детей с правильным захватом карандаша пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки; формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги, регулировать нажим; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу, каллиграфические гаммы.

Второй блок «Магическое перо»

Задачи: познакомить детей с ширококонечным пером и чернилами, правилами письма пером и чернилами; развивать правильный захват пера пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету; развивать познавательный интерес.

Третий блок «Перо Чародея»

Задачи: познакомить детей с остроконечным пером; развивать умение правильно пользоваться пером и чернилами; развивать правильный захват пера пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные).

Структура игры-путешествия:

1. Коммуникативная игра.

2. Беседа, проблемно-поисковая ситуация.

3. Практическая деятельность (трафарет, штриховка, каллиграфические гаммы).

3. Сюрпризный момент, игра (подвижная, словесная, дидактическая и т. п.).

4. Практическая деятельность.

5. Коммуникативная игра, рефлексия.

Для проведения игры-путешествия помещение делится на несколько территорий-станций, на каждой станции педагогом подготавливается материал : иллюстрации, книги, игрушки, костюмы, разрезные картинки и другие необходимые вещи для ознакомления детей с каллиграфией. При помощи коммуникативных игр «Поезд», «На лодке», «Идём вместе», «На ковре-самолёте» дети перемещаются от одной станции к другой.

Разработанный комплекс игр-путешествий реализуется в целостном педагогическом процессе, в котором игра используется как средство подготовки руки ребёнка к письму, форма обучения и воспитания, метод и прием обучения, средство организации жизнедеятельности детей.

Игры-путешествия можно организовать во второй половине дня после полдника в группе (или в музыкальном зале, если он свободен от других занятий, продолжительность от 25 до 30 минут.

Перед проведением каждой игры-путешествия необходимо провести предварительную работу, цель которой подготовка руки к письму, развитие у детей мотивации к школьному обучению.

Разберём структуру игры-путешествия подробнее, приведём пример игры-путешествия из Третьего блока «Перо Чародея».

3.2. План реализации педагогического проекта

Учебно-тематический план

Название блока Общее кол-во

часов

Теоретическая часть образовательной деятельности Практическая часть образовательной деятельности

1 «Волшебный карандаш» (сентябрь, октябрь) 4 часа 2 часа 2 часа

2 «Магическое перо» (ноябрь, декабрь, январь) 6 часов 3 часа 3 часа

3 «Перо чародея» (февраль, март, апрель, май) 8 часов 4 часа 4 часа

Итого 18 часов 9 часов 9 часов

Содержание деятельности

Неделя Тема игры-путешествия

Блок 1 «Волшебный карандаш»

Сентябрь, октябрь

Задачи: обучать детей правильному захвату карандаша пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки; формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги, регулировать нажим. Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету, по образцу, по заданию.

1 «Знакомство с Волшебным Карандашом»

2 «По страницам Волшебной книги»

3 «Подарки осени»

4 «По неведомым дорожкам»

5 «Дождик, дождик, подожди»

6 «В загадочном лесу»

7 «Волшебные тетради»

8 «На ковре-самолёте»

Блок 2 «Магическое перо»

ноябрь, декабрь, январь

Задачи: познакомить детей с ширококонечным пером и чернилами, правилами письма пером и чернилами; развивать правильный захват ручки пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету (каллиграфические гаммы); развивать познавательный интерес.

9 «Знакомство с Магическим пером»

10 «Если с другом выйти в путь»

11 «Злой колдун Клякса»

12 «По страницам Волшебной книги»

13 «Клякса заколдовал карту»

14 «Волшебный Карандаш в беде»

15 «Ключи Дружбы»

16 «Новый год в Каллиграфии»

17 «Морозная Каллиграфия»

18 «Зимние забавы»

19 «Капризы Кляксы»

20 «Новые загадки»

Блок 3 «Перо чародея»

февраль, март, апрель, май

Задачи: познакомить детей с остроконечным пером; развивать умение правильно пользоваться пером и чернилами; развивать правильный захват ручки пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету (каллиграфические гаммы).

21 «Новый друг»

22 «Перепутали подарки»

23 «Дуют ветры в феврале»

24 «Нужна наша помощь!»

25 «Ранняя весна в Каллиграфии»

26 «Таинственные следы на снегу»

27 «Весенняя капель»

28 «Зашифрованное письмо»

29 «Нас ждут в гости»

30 «Рыцари и принцессы в стране Каллиграфии»

31 «Послание от птиц»

32 «Частные детективы»

33 «Клякса зовёт на праздник»

34 «Магическое Перо и Перо Чародея»

35 «Весенняя поляна в Каллиграфии»

36 «Посвящение в Каллиграфусы»

5. Информационные источники

1. Венгер, Л. А. Психология. - М. : Дрофа, 2015. - 336 с.

2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. М. :2016. 580 с

3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Мозаика-Синтез, 2006, - 180 с.

4. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков / Е. В. Гурьянов М. : АПН РСФСР, 2014. 230 с.

5. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов: - Мн. : Университетское, 2015. – 95 с.

6. Кудинова, М. И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений. Современные наукоемкие технологии / М. И. Кудинова. М. : 2016. 364с.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Смысл, Academia, 2004. - 352 с.

8. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь : Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. М. : ИЦ «Академия», 2002. 77 с.

9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т. А. Марковой. - М. ,2012. – 165 с.

10. Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. Ред. А. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. – М. : Издательство Юрайт, 2014. - 332 с.

11. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н. Я. Семаго. М. : Айрис пресс, 2007. 112 с.

12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 2005. - 190 с.

13. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э. К. Сусловой, Л. В. Поздняк. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Подготовка руки к письму» ВидеоКонсультация для педагогов «Подготовка руки к письму» Видео Консультация для педагогов Подготовка руки к письму Доброго времени суток дорогие гости моей странички! Сегодня хочу поделиться своим.

Консультация «Подготовка руки к письму»Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.

Консультация «Подготовка руки ребенка к письму»Консультация «Подготовка руки ребенка к письму» Чтобы ребёнок чувствовал себя более комфортно в школе, начинаем готовить его руку к письму ещё до школы. В КТП я включаю следующие упражнения.

План — конспект занятия по подготовке руки к письму с ИКТ в средней группе по теме «Волшебный сундучок Карандаша».План — конспект занятия по подготовке руки к письму с ИКТ в средней группе по теме «Волшебный сундучок Карандаша». Задачи: обучающие: формировать пространственные представления; закреплять умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами; учить действовать.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Подготовка руки к письму»
Опубликовано: 15 января 2020 в 14:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД