Юлия Пономарёва
Рабочая программа (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа (старшая группа)
Содержание
I.Целевой раздел
Обязательная часть
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Цели и задачи
Принципы и подходы к формированию программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Региональный компонент «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала»
Программа работы по пропаганде здорового образа жизни «Азбука здоровья»
Публикация «Рабочая программа (старшая группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Списочный состав
Планируемые промежуточные результаты
II.Содержательный раздел
Обязательная часть
Содержание психолого-педагогической работы
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Комплексно-тематическое планирование
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Региональный компонент «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала»
Программа работы по пропаганде здорового образа жизни «Азбука здоровья»
Работа с детьми с ОВЗ (по преодолению ОНР)
План работы с родителями
III.Организационный раздел
Основная часть
Культурно-досуговая деятельность
Перспективный план подвижных игр на прогулках
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Региональный компонент «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала»
Программа работы по пропаганде здорового образа жизни «Азбука здоровья»
Режим дня
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Сетка организованной образовательной деятельности старшей группы Организация развивающей предметно-пространственной среды Список литературы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа старшей группы МДОУ «Детский сад №55» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования.
Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 5-6 лет определяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании» (29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ) ст. 9, ст. 14, ст. 17,ст. 32,ст. 51
2. Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.
3. Конвенция о правах ребенка 1989
4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
7. Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования
8. Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года №26 ОБ
10. Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста 5-6 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи Программы :
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
3. Обеспечение преемственности образовательной программы дошкольного и начального общего образования;
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обязательная часть Программы составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20%.
Решение обозначенных в Рабочей программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Программа направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательное,речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения русского языка.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
содержательные условия;
организационные условия;
технологические условия (принципы, методы, приемы);
материально-технические условия (развивающая среда);
социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);
контрольно-диагностические условия.
Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т. д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Рабочая программа составлена с учётом комплексно – тематического планирования.
В структуре рабочей учебной программы отражены образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание» (познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Региональный компонент «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала» Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
• формирование любви к своему городу, краю, чувство гордости за него;
• формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животноммире Уральского региона);
• формирование общих представлений о своеобразии природы Урала;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношенияк природе Уральского региона.
Содержание для включения в программу работы в группе :
1. Природа Уральского региона.
2. Животный мир Уральского региона.
3. Растительный мир Уральского региона.
4. Культура и быт народов Уральского региона (повседневная жизнь, национальные праздники, игры).
5. Произведения устного народного творчества.
Программа работы по пропаганде здорового образа жизни «Азбука здоровья» Основные задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий
Ожидаемые результаты.
1. Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
2. Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
3. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
4. Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
5. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
6. Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
7. Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание, владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
8. Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
9. Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
10. Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Результатами освоения Программы в старшей группе ДОУ является создание предпосылок для реализации целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Методические материалы и средства обучения и воспитания
Алямовская В. Г. Ребёнок за столом. - М: Сфера, 2005
Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2007
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва: Творческий центр, 2006
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М., 1999
Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры со звучащим словом. – М. ,2009
Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М. : Ювента, 2001
Гераскина Л. В. Ожидание чуда, -М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002
Дыбина О. В. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М: Сфера, 2001
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду- М., 2005
КуцаковаЛ. В., МерзляковаС. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2004
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. – М. : Владос, 2003
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М., 2007
Николаева С. Н. «Юный эколог»- М, 2006
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007
Основы здорового образа жизни/ под ред. Н. П. Смирновой –Саратов, 2000
Парамонова Л. А. Конструирование из природного материала. – М: Карапуз, 2005
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М, 2002
Петрова В. А. Музыка - малышам. – М. : Мозаика-Синтез, 2001
Петрова В. А. Мы танцуем и поем. – М. : Карапуз, 2003
Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М: Сфера,2005
Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009
Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду - М., 2000
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001
Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М., 2005
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Кн. для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. - М. : Просвещение, 2005
Тимофеева Е. А. Подвижная игра с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 2005.
Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой- М., 2005
Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М. : Центр педагогического образования, 2007
Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007