Нелли Париева
Рабочая программа в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа в младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 34»Ивушка»
Рабочая программа в младшей группе «Мишутка» по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(2015/2016 учебный год)
Париева Нелли Александровна,
воспитатель,МБДОУ детский сад № 34 «Ивушка»
х. Мартыновка Тарасовского района
Ростовской области
Публикация «Рабочая программа в младшей группе» размещена в разделах
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа основывается на следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании» (проект, 2010).
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666).
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23 ноября 2009 г. № 655.
- Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1. 3049 -13.
- Изменения №1 к Сан Пин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно –эпидемиолдогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан Пин 2.4.1. 3049-13
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное начальное звено).
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – Спб.
- Устав МБДОУ детский сад № 34 «Ивушка»
Третий - пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.
В возрасте 3-5 лет интенсивно развивается костная система - становятся шире плечи у мальчиков и таз - у девочек. Позвоночник к этому возрасту уже соответствует его форме у взрослого человека, но окостенение скелета еще не заканчивается, в нем пока остается много хрящевой ткани.
Движения ребенка становятся свободными, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнообразнее
Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей третьего года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов детей, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Цель Программы - создание благоприятных условий для пол-ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос-нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи-зических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи программы
Задачи:
1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их материальное благополучие.
2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
3. Приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
4. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.
5. Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
Приоритетным направлением деятельности МБДОУ детский сад № 34 «Ивушка» является:
- здоровье - сберегающие технологии в образовательном процессе опираются на :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Принципы и подходы к формированию программы.
Основополагающими принципами построения Программы являются :
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, опирающихся на основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- полноценное проживание ребенком этапа раннего детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- принципу соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные в ДОУ цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип целостности и интеграции образовательного процесса;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребёнка. Программа обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Участниками образовательного процесса являются:
- Воспитанники ;
- Родители (законные представители) ;
- Педагогические работники ;
Участники образовательных отношений выступают как субъекты, т. е. активные равноправные участники.
В программе учитываются :
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации
- Основное содержание образовательной работы с детьми базируется на концептуальных основах и задачах воспитания и развития детей, отраженных в следующих образовательных программах :
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 34»Ивушка»
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
Образовательный процесс строится на использовании современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка.
Используются традиционные и инновационные формы работы с детьми (совместная деятельность, развлечения, детское экспериментирование, развивающие игры)
Выбор программ и технологий и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного учреждения каждым ребенком группы.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна, преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие.
Непосредственно организованная образовательная деятельность (НОД, организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности: игру, чтение (восприятие, общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую и др.)
Самостоятельная игровая деятельность детей обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей среды.
Организация прогулок для детей предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды
Программа рассчитана для детей в возрасте от 2 до 5 лет:
Направления программы :
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Срок реализации программы : 2015-2016 год
Целевые ориентиры образования в младшем возрасте :
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, являются ориентирами для:
1. Построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; решения задач:
формирования Программы,
анализа профессиональной деятельности,
взаимодействия с семьями.
2. Изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 года до 5 лет;
3. Информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Организация режима пребывания детей в группе
Режим пребывания ребенка в первой младшей группе - это наиболее рациональное распределение во времени и последовательности сна, приема пищи, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности взрослых и детей, пребывания на свежем воздухе (прогулки, других развивающих видов деятельности. Режим в группе предусматривает достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сна, прогулки, занятий, игр и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохраняет его организм от чрезмерного утомления.
Режим дня составлен на 10 – часовое пребывание ребенка в детском саду.
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
При проведении форм непосредственно образовательной деятельности проводится физкультминутка. Перерывы, предусмотренные между формами непосредственно образовательной деятельности, – составляют не менее 10минут.
Для обеспечения охраны жизни и здоровья детей и восстановления работоспособности в середине года (декабрь - январь) для детей организуются каникулы. В это время проводится работа эстетически-оздоровительного цикла (музыкальное воспитание, спортивные игры, изобразительное искусство).
Режим пребывания детей в группе составляется под контролем медицинских работников и учетом возрастных особенностей детей, специфику организации образовательной работы в группе.
Вариативная часть
-Здоровьесберегающие технологии
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым.
Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее формируются
все необходимые умения и навыки.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования
характера, дарований, природных способностей.
Цель – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства ; обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.
Разнообразные формы, работы с детьми — занятия, построенные на валеологическом содержании (познавательные, тренинговые, занятия для развития движений и совершенствования физических качеств, игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, игры-занятия, праздники внутри группы («День хороших поступков») и в детском саду («День улыбки») позволяют создать у детей интерес к культуре здорового образа жизни.
Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система методов и приемов: широкое использование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчики») ; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации, психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени) .
Для реализации воспитательного направления в процессе занятий рекомендуется подбирать физические упражнения, способствующие проявлению у детей терпения, выносливости, уверенности, разумной смелости, а также создавать условия для проявления положительных эмоций, развития инициативности и самостоятельности.
Сформировать двигательные умения и навыки у дошкольников педагогу помогают четко представленные задачи и средства физического воспитания, подробный перечень подвижных игр и игровых упражнений, контрольные упражнения и критерии оценки уровня сформированности физической подготовленности детей. В программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.
Кроме этого, в программе уделяется внимание совместной работе ДОУ и семьи.