Рабочая программа в средней группе

ольга гордиенко
Рабочая программа в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Принята УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом приказом заведующего

протокол от___№___ МБДОУ ДСКВ № 22

г. Ейска МО Ейский район

от___20___г. №___

___ Картава Т. В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

организации деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя

группа общеразвивающей направленности

разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального образования Ейский район

срок реализации программы (учебный год) – с 01.09.16г. по 31.05.17г., одногодичная

Воспитатели: Гордиенко О. Б.

Лабуткина Н. А.

город Ейск

2016 год

Содержание Программы

№п/п Содержание Стр.

I. Целевой раздел Программы 1

1.1. Пояснительная записка 1

Цели и задачи реализации Программы 2

Принципы и подходы к формированию Программы 5

1.2. Планируемые результаты освоения Программы 6

II. Содержательный раздел Программы 7

2.1. Общие положения

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики:

- характеристика особенностей контингента воспитанников

- контингент воспитанников группы

- группы здоровья

- характеристика состава семей 7

2.2. Содержание образования по образовательным областям:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое

- физическое развитие 9

Взаимодействие с семьямивоспитанников 20

Формы работы с родителями 20

Учебный план 20

Расписание ООД 24

Календарно-тематическое планирование 25

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы 31

2.4. Модель воспитательно-образовательного процесса 33

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процесс 35

Система физкультурно-оздоровительной работы 38

Двигательный режим 39

III.Организационный раздел Программы 39

3.1. Режим дня или распорядок 39

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 42

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы 50

3.4. Перечень методических пособий 51

Приложения

Приложение 1 «Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям»

Приложение 2 «Перспективный план работы с родителями»

Приложение 3 «Комплексы утренней гимнастики»

Приложение 4 «Комплексы гимнастики после сна»

Приложение 5 «Перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности»

Приложение 6 «Перспективный план по ОБЖ»

Приложение 7 «Воспитание КГН»

Приложение 8 «Трудовая деятельность»

Приложение 9 «Игровая деятельность»

1

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей в средней группе (Далее – Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального образования Ейский район, с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4-5 лет с учетом возрастных индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

Программа характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 4–х до 5лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей.

Цель реализации Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа направлена:

- на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

- на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

2

- на формирование личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Задачи реализации Программы:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учебно-образовательный процесс строится на основе сочетания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 г., парциальных программ: «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» К. Ю. Белая, «Математика в детском саду» В. П. Новиковой, «Конструирование и

3

художественный труд в детском саду» Л. В. Куцакова и педагогических технологий.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду-ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 3 до 4 лет.

Цели и задачи Программы, формируемой участниками образовательных отношений

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений представлены выбранные программы по следующим образовательным областям: познавательное развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

С целью формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе,части и целом, пространстве и времени, в группах младшего дошкольного возраста парциально используется программа для решения следующих задач: развивать умение видеть общий признак предметов и выделять из них отдельные предметы ;различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов. Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. Познакомить с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела. Учить ориентироваться в контрастных частях суток.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в форме организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей второй младшей группы.

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальных способностей детей,

Задачи:

- развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству;

- подготовка детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

- заложить основы гармонического развития (развития слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

- приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;

- подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности, адекватно детским возможностям;

- развивать коммуникативные способности:

- научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;

- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;

- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;

- развить детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Конструктивно-модельная деятельность осуществляется через решение следующих задач: приобщение к конструированию; совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали. Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу, обыгрывать их.

Основные цели и задачи формирования у младших дошкольников основ безопасности предполагают:

- Безопасное поведение в природе (формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе).

- Безопасность на дорогах (знакомить детей с правилами дорожного движения, учить различать проезжую часть дороги, формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах).

- Безопасность собственной жизнедеятельности (знакомить с источниками опасности дома, формировать навыки безопасного передвижения в помещении, умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами, песком, снегом).

Региональный компонент:

Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям (ближайшем социуме, может рассказать о родном городе (его достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях, вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.

Знает представителей растительного и животного мира Краснодарского края.

Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа: русской народной культуре, культуре кубанских казаков, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Кубань и нашу страну в целом (узнает и называет изделия народного промысла Краснодарского края - игрушка из соломы и талаша, кукла – скрутка, ковань, гончарный промысел и др.).

Ребенок с удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных

5

постановках, оформлении выставок по этнической проблематике; эмоционально, отзывчиво участвует в подготовке к ним.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Программа:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

6

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: (для детей 4-5 лет)

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

7

2. Содержательный раздел

2. 1. Общие положения

3начимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития

детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничи-ваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В среднем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. Попросьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту-паю в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в зна-чительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по речевому развитию «Веселый язычок» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» г. Новозыбкова Программа кружка «Веселый язычок».

Рабочая программа по аппликации в средней группе в соответствии с программой «От рождения до школы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» общеразвивающего типа города Ртищево Саратовской области».

Рабочая программа кружка «Волшебная флористика» для детей средней группы Пояснительная записка. Искусство создания оригинальных поделок и картин из природного материала сейчас всё чаще называют загадочным словом.

Рабочая программа по кружку «Волшебный пластилин» для детей средней группы Содержание I Целевой раздел 1 Пояснительная записка 2.-3. 2 Цели и задачи по реализации программы дополнительного образования 3.-4. 3 Принцыпы.

Рабочая программа средней группы Составлена на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы СОДЕРЖАНИЕ:.

Рабочая программа в младшей средней группе (часть 2) Январь. 1 Тема: В январе, в январе, много снега во дворе… стр34 Цель: Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое.

Рабочая программа в младшей средней группе (часть 3) Октябрь. Программное содержание: стр 15 • Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или.

Рабочая программа во второй младшей средней группеРабочая программа во второй младшей средней группе Содержание 1-я Основная часть I. Целевой раздел Пояснительная записка II. Организационный раздел 1. Возрастные особенности детей. 2. Организация.

Рабочая программа воспитателей средней группы. 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Рабочая программа воспитателя средней группы Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа в средней группе
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 19:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Проект «Познакомьтесь — это Я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Уголок творчества своими руками
Уголок творчества ( оформление) во второй младшей группе. Здравствуйте мои дорогие друзья, коллеги и просто гости моей странички нашего любимого сайта!...
Конспект НООД «Машины помощники» с детьми средней группы по образовательной области...
Программные задачи: 1. Формировать умение детей отвечать на вопросы. Развивать связную речь. 2. Обогащать словарь детей словами со сходным и противоположным...