Лучший педагог года

Рабочая программа «Вместе с куклой я расту»

Лариса Семенова
Рабочая программа «Вместе с куклой я расту»

(«Развитие эмоционально-личностных качеств детей старшего дошкольного возраста

в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол»)

Пояснительная записка

В настоящее время все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе активности, инициативности, эмоциональности и способности к творчеству. Эта проблема наиболее актуальна для детей с задержкой речевого развития. К 6 годам дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. Помочь раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал личности дошкольника возможно, используя ростовые - платковые куклы. Кукла является не только информационным, но и эмоционально практическим источником радости, открытия, познания, созидания. Платковая кукла в руках педагога помогает вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Она вызывает желание разговаривать с ней, что способствует развитию речи и умению выражать свои чувства. А при создании куклы развивается мелкая моторика рук, что является необходимым компонентом для успешного обучения в школе.

Публикация «Рабочая программа „Вместе с куклой я расту“» размещена в разделах

Анализ содержания программ показал, что недостаточно разработаны рекомендации для развития социально-личностных качеств детей с ТНР. Анкетирование родителей подтвердило необходимость дополнительных познавательно – игровых занятий с детьми. Это и способствовало написанию рабочей программы «Вместе с куклой я расту» (развитие эмоционально- личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол).

Рабочая программа составлена с учетом требований нормативных документов:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ

(ст. 64 «Д. О.»);

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; - на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозайка», образовательной программы СП.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, продолжительность не более 20-30 минут. Мониторинг проводится 1раз в год (май).

Кроме этого предполагаются промежуточные наблюдения для формирования отдельных показателей (январь).

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Соблюдая все перечисленные требования, делает процесс планирования лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный процесс – здоровьесберегающим.

Цель: Создать условия для эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Задачи: Ознакомление детей с различными видами платковых кукол;

Развитие эмоционально-личностных качеств;

Совершенствование навыков по изготовлению детьми и взрослыми платковых кукол;

Умение самостоятельно использовать платковых кукол в театральной деятельности;

Создание условий для разработки детско- взрослых творческих проектов;

Комплексно- тематическое планирование

Дата проведения Виды образовательной деятельности (мероприятия) Формы образовательного сотрудничества с родителями Условия реализации

Сентябрь НОД «Музыкальные истории – сказки о

куклах» -Консультация «Значение куклы в развитии эмоционально- личностных качеств ребенка»;

-Буклеты: «Вместе с куклой я расту» Выставка иллюстраций, фото с изображением разновидностей кукол

НОД

«Тайны кукол» - Привлечь к заготовке ткани, платков, поролона, украшений, лент, бус, пуговиц и т. д. - Видеосюжет: «Мир платковых кукол»;

-Картотека потешек, считалок о куклах; - Презентация: «Моя любима кукла»

Октябрь НОД

«Наташин сон» -Семейный мини проект «Кукла из моего детства»;

-Выставка кукол из домашней коллекции. -Сюжетно- ролевые игры;

-Игра- стихотворение «Тряпичная кукла»;

-Познавательно- игровые исследования «Как нам умные куклы помогают мир узнавать».

Творческая мастерская «Нарисуй куклу сшитую из платка» -Чтение детско-взрослых энциклопедий;

-«Давно забытые куклы» - изготовление одежды для центра кукол. -Библиотека детских книг: «Куклы в жизни ребенка» :

-Альбом рисунков детей;

-Подборка статей «куклы».

Познавательно- тематический вечер «Русские посиделки» -Практические упражнения «Кукла из ниток»;

-организация чаепития для всех детей и взрослых. -Подбор материалов для изготовления Петрушки:

-Показ слайдов на тему: «В игрушечном царстве, кукольном государстве»;

-пальчиковая игра «Клоун».

Литературные исследования «Небылицы».

-Консультация: Как шили и во что наряжали кукол» -Изготовление платковой куклы «Петрушка».

-Игра- драматизация

«Петрушкины небылицы».

Ноябрь Творческая мастерская. Кукла «Аленушка» -Информация для родителей «Волшебная страна»

чувств» - Работа в мастерской «Забавные кукольники;

- Инсценировка русской народной песни «Пошла, млада за водой»

НОД

«Эти куклы - человечки». Оформление семейного коллажа: «Все играют в куклы» (мама, папа, дед, баба и т. д.) - Сочинения детей «Приключения кукол»;

- Изготовление модели- выкройки кукольной одежды (платковой).

Изготовление куклы «Иванушка» Организовать родителей в подготовке выставки -Слайды «Виды кукол»;

-Грамзапись «Пляска петрушки»; Инсценирование «Где был Иванушка» с участием детей.

Изготовление куклы «Иванушка» (продолжение) Акция «Кукла для детей из малообеспеченных семей» -Работа в мастерской;

-Игра «Хорошо- плохо»;

-Шуточный экзамен по теме «Что умеет платковая кукла»

Декабрь

Оформление мини-музея в группе «В мир сказок с платковыми куклами» - - Оформление фотовыставки в музее; - Изготовление афиш и приглашений (к постановки пьесы «Пых»)

НОД

«Куклы на сцену» - Куклы платковые для новогодних выступлений; - Подбор проблемных ситуаций для инсценирования.

Детские театральные мини- гастроли: Сказка «пых» для малышей. Педагогический брейнринг для родителей «Решение педагогической ситуаций» (которые разыгрывают дети с платковыми куклами) Акция «Кукла для малышей» («Варежковая кукла») Показ театра платковых кукол для малышей.

Январь Мастер- класс «Изготовление куклы из платка».

- «Мы - милашки». -Участие в мастер- классе;

- Консультация «Мы шьем куклу». -Заготовки для платковых кукол;

-Выставка изготовленных кукол.

Сценка- инсценировка «Два пирожных» (платковые куклы). -Выставка кукол в мини-музее

-Просмотр спектакля. -Показ сценки с использованием платковых кукол.

Февраль Творческая мастерская «Веселые кукловоды» «Куклы – времена года» (зима, весна) Ремонт ширмы - Работа в творческой мастерской (изготовление платковых кукол);

- Слайды на тему

«Зима и весна»;

-Интервьюирование детей (любимое время года).

Творческая мастерская «Веселые кукловоды» «Куклы – времена года» (лето, осень) (продолжение) -Смастерить подставки для платковых кукол.

-Совместное творчество. - Театрализованные миниатюры;

- Коллаж «Мне нравится кукла… (время года).

-Интеллектуальная игра «Цепочка добрых дел».

НОД

Основы кукловождения. -Информационный лист для родителей «Эмоционально- личностное развитие в процессе проектной деятельности» - Подбор музыкальных фонограмм;

-Этюды: «Медведь и лиса»; «Встреча зайца и медведя».

Игра: «Театр двух актеров» Изготовление макетов для кукольного театра - Подборка загадок о сказочных героев;

- Хрестоматии сказок для детей старшего дошкольного возраста;

- Игры на развитие выразительности речи.

Март НОД

«Актер театра» -Беседа о любимых актерах кино. -Карточки- символы, изображающие разные эмоции человека;

-Этюды на внимание, фантазию (картотека).

-Игры на развитие воображения (картотека).

Игра- драматизация

«Заячья избушка» -Привлечь к изготовлению домика (из картона) -Иллюстрации к сказке;

-Работа в творческой мастерской

- Фото- «Как мы трудимся».

Спектакль для детей средней группы «Заячья избушка» с использованием платковых кукол. - Сладкие угощения артистам. - Фото- выставка;

- Знакомство детей средней группы с платковыми куклами.

Творческая мастерская по ремонту платковых кукол. Привлечь родителей к пополнению материалами творческую мастерскую (тесьма, банты, шнурочки и т. д.) -Реставрация кукол;

- Просмотр мультфильмов;

-Сюжетно-ролевая игра.

Апрель Инсценировка сказки «История про куклу Машу» -Выразительные средства речи;

- Коллективное обсуждение ролей;

-Чтение сказки;

-подбор грамзаписи;

- Атрибуты для постановки сказки.

Вечер загадок с «Бабушкой Загадушкой» (кукла) - Картотека загадок; - Бабушка Загадушка»

Слайд-экскурсия «Разные виды кукол» Устный журнал: «Пупс – первая кукла ребенка» -Панно с нарисованными куклами (неваляшка, петрушка, платковые куклы)

- Дискотека «Куклы тоже любят танцевать»;

- Викторина.

НОД

«Кто прячется в Матрешке?» Приобрести набор матрешек в группу -Приготовить трафареты матрешек;

- Силуэты матрешек на фланелеграфе;

-работа в творческой мастерской.

Мини проект «Танцы кукол»

Закупить разноцветную ткань для кукол -Подбор музыки для танца;

-Разучивание движений танца;

Мини проект «Танцы кукол» (продолжение)

Помощь в пошиве платковых кукол «Вечерние посиделки» -Подбор музыки для танца;

-Разучивание движений танца;

Выступление с платковыми куклами у детей младшей группы. Совместный просмотр праздника. -Фотовыставка «Вместе с куклой мы живем»; - Коллекция платковых кукол в музее группы;

-Библиотека сценок для инсценирования с детьми.

Мониторинг результатов освоения детьми программы

-Основным методом диагностики в процессе изготовления и обыгрывания является – наблюдение (оформляются протоколы наблюдений за деятельностью детей);

-В диагностическом листе выделены основные показатели, в соответствии с которыми осуществляется анализ проектной деятельности по развитию эмоционально- творческих способностей детей и перечислены имена детей в зависимости от списочного состава.

Диагностический лист

п/ п Критерии (показатели уровня развития в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол) Имя ребенка

…. …. …. ….

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

1 Самостоятельно ставит игровые задачи с платковой куклой

2 Разнообразие игровых замыслов.

3 Несложное (без иголок) самостоятельное изготовление куклы.

4 Проявление творчества при изготовлении куклы.

5 Обобщенность игровых действий с платковой куклой.

6 Наличие взаимодействия при постановке пьесы.

7 Сотрудничество при продолжении игры после пьесы.

8 Уровень развития выразительных средств во время постановки пьесы.

ОБЩИЙ БАЛЛ:

Цифрами указан порядковый номер строки диагностического листа, затем дается описание методики (критерии) получения информации. Далее предложены способы оценки материалов наблюдений.

Заполненный диагностический лист дает возможность определить уровень развития эмоционально- личностных качеств в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол у каждого ребенка.

Имеющиеся в диагностическом листе данные суммируются и подвергаются качественному анализу.

Диагностика проводится 2 раза в год. На каждом этапе развития можно зафиксировать три уровня ее сформированности: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.

Высокий -3 балла -Ребенок самостоятельно изготавливает платковую куклу, проявляет творчество.

-Самостоятельно ставит игровые задачи с платковой куклой. Игровые замыслы разнообразны.

Средний -2 балла - Изготавливает куклу с помощью взрослого.

-Замысел возникает как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого.

Низкий -1 балл

-Проявляет интерес к изготовлению платковых кукол по инициативе взрослого.

-Игра однообразная, возникает по предложению взрослого.

Предполагаемые результаты

У детей сформировалось желание самостоятельно изготавливать платковые куклы.

Дети чувствуют уверенность в себе, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, выражают свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства.

Улучшилась работа мелкой моторики рук, аккуратность, фантазия, формируется произвольное внимание, образное мышление.

Появился интерес к театральной деятельности.

Родители активно участвуют в детско- взрослых творческих проектах.

В группе организован музей «Мир сказок с платковыми куклами».

Пополнилась предметно – развивающая среда экспозициями, фотографиями, отражающими самостоятельную деятельность детей по изготовлению тряпичных кукол без иголки в детской мастерской «Забавные кукольники».

Литература:

1. «Вместе с куклой я расту» познавательно игровые занятия с детьми 2 – 7 лет.

О. Р. Меремьянина (Учитель 2013г.)

2. «С послушной куклою дитя» О. Р. Меремьянина методическое пособие. Барнаул

2010г.

3. «Развитие эмоционального мира детей» Н. Л. Кряжева, Ярославль 1996г.

4. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Л. Стрелкова. Журнал «Обруч», № 4, 1996г.

5. Психогимнастика М. И. Чистякова (под редакцией Н. И. Булнова, М., 1997г.

6. «В мире друзей» : Программа эмоционально- личностного развития детей.

Е. В. Котова, М. ТЦ Сфера, 2997- 80с.

7. «Кукла и ее роль в воспитании ребенка», Е. А. Флерина (Советская игрушка- 1936 № 8 ст. 1-4).

8. «Дети и куклы : Таинство взаимодействия», В. Мухина (Народное образование – 1997 № 5, ст 28-94.

9. «Воспитание доброты у старших дошкольников в играх с куклами», Е. Ю. Морозова (Дисс. Кандидат педагогических наук – М. 2009 ст. 46-75).

Публикации по теме:

Я — научный руководитель, или Как я расту вместе со своими детьми!Я — научный руководитель, или Как я расту вместе со своими детьми! О моей семье я писала в предыдущих публикациях! У меня двое сыновей и как только стали подрастать мои мальчики, я осознала, что должна.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Вместе с куклой я расту»
Опубликовано: 10 января 2022 в 14:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД