Приложение МААМ

Рабочая программа «Волшебный квадратик»

Елена Ерюшкина
Рабочая программа «Волшебный квадратик»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В. А. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Рабочая программа „Волшебный квадратик“» размещена в разделах

2. Новизна программы.

При обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.

3. Актуальность программы.

В последние годы у дошкольников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В дошкольном возрасте эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.

Не перечислить всех достоинств конструирования в развитии ребенка. Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.

Чтобы детям, было, интересно придумываются оригами-сказки, загадки, истории, устраиваются совместные «пальчиковые театры» и разыгрываются необыкновенные сюжеты.

Во время проведения занятий с детьми для снятия излишней возбудимости, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

4. Отличительные особенности программы.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы : более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. Мускулатура ребёнка должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.

6. Цель программы.

Художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

7. Задачи программы

Задачи программы

Образовательные:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Прививать любовь к искусству.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

8. Возраст детей.

5-7лет

9. Сроки реализации.

2года

10. Формы и режим занятий.

Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы. Каждое занятие проводится 2 раза в неделю по 25-30 мин,70 занятий в год.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

5-7лет

познакомятся с искусством оригами;

овладеют различным приемам работы с бумагой, научатся создавать изделия в технике оригами и создавать композицию с ними;

познакомятся с основные базовыми формы оригами;

научатся следовать словесным инструкциям,

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук,вкус, творческие способности;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

5-7лет

12. Форма проведения итогов.

Коллективные выставки пано

Индивидуальные выставки работ детей

Конкурс «Я и мама –любим оригами»

Проектная деятельность

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

п/п Наименование

разделов и тем Количество часов

всего теория практика

кол-во занятий мин.

1 Знакомство с искусством оригами 2 50 мин 25 мин 25 мин

2 Превращение квадратика 2 50 мин 25 мин 25 мин

3 Дом 2 50 мин 25 мин 25 мин

4 Для чего нужна дверь 2 50 мин 25 мин 25 мин

5 «Гриб» 2 50 мин 25 мин 25 мин

6 «В осеннем лесу»

(коллективное панно) 2 50 мин 25 мин 25 мин

7 «Кот» 2 50 мин 25 мин 25 мин

8 «Стакан» 2 50 мин 25 мин 25 мин

9 «Собачья семейка» 2 50 мин 25 мин 25 мин

10 «Муха» 2 50 мин 25 мин 25 мин

11 «Старое дерево» 2 50 мин 25 мин 25 мин

12 «Ветка рябины» 2 50 мин 25 мин 25 мин

13 «Лисичка-сестричка» 2 50 мин 25 мин 25 мин

14 «Домики для лисы и зайца» 2 50 мин 25 мин 25 мин

15 «Царевна-ёлочка» 2 50 мин 25 мин 25 мин

16 «Дед Мороз» 2 50 мин 25 мин 25 мин

17 «Снеговик» 2 50 мин 25 мин 25 мин

18 «Снегирь» 2 50 мин 25 мин 25 мин

19 «Гномик» 2 50 мин 25 мин 25 мин

20 «Корона» 2 50 мин 25 мин 25 мин

21 «Стул» 2 50 мин 25 мин 25 мин

22 «Поздравительная открытка к 23 февраля» 2 50 мин 25 мин 25 мин

23 «Кораблики в море»

(коллективная композиция) 2 50 мин 25 мин 25 мин

24 «Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта) 2 50 мин 25 мин 25 мин

25 «Весна красна» 2 50 мин 25 мин 25 мин

26 «Серая шейка» 2 50 мин 25 мин 25 мин

27 «Жар птица» 2 50 мин 25 мин 25 мин

28 «Ракета» 2 50 мин 25 мин 25 мин

29 «Шаттл» 2 50 мин 25 мин 25 мин

30 Панно «Цветочный луг» 2 50 мин 25 мин 25 мин

31 «Ракета» 2 50 мин 25 мин 25 мин

32 «Коралловая рыбка» 2 50 мин 25 мин 25 мин

33 «Медузка» 2 50 мин 25 мин 25 мин

34 Композиция

«Морское дно» 2 50 мин 25 мин 25 мин

35 Итоговое занятие 2 50 мин 25 мин 25 мин

Итого занятий в год 70 занятий

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

п/п Наименование

разделов и тем Количество часов

всего теория практика

кол-во занятий мин.

1 Повторение 2 60 мин 30 мин 30 мин

2 Мои творения 2 60 мин 30 мин 30 мин

3 Оригами 2 60 мин 30 мин 30 мин

4 Что это значки 2 60 мин 30 мин 30 мин

5 Волшебная бумага 2 60 мин 30 мин 30 мин

6 В гости к чудесному листочку 2 60 мин 30 мин 30 мин

7 Мониторинг 2 60 мин 30 мин 30 мин

8 Путешествие в страну ориландию «Веселые мордашки» 2 60 мин 30 мин 30 мин

9 Бабочки к нам прилетели 2 60 мин 30 мин 30 мин

10 Разные рыбки 2 60 мин 30 мин 30 мин

11 Гриб, грибочек, тоненькая ножка… 2 60 мин 30 мин 30 мин

12 Самолет построим сами 2 60 мин 30 мин 30 мин

13 Кто, кто в домике живет? 2 60 мин 30 мин 30 мин

14 Лягушонок 2 60 мин 30 мин 30 мин

15 Елка, елочка… 2 60 мин 30 мин 30 мин

16 Параход 2 60 мин 30 мин 30 мин

17 Рыбки в аквариуме 2 60 мин 30 мин 30 мин

18 Заяц-хвастун 2 60 мин 30 мин 30 мин

19 Щенок (по произведениям В. Сутяева 2 60 мин 30 мин 30 мин

20 Конура для собачки 2 60 мин 30 мин 30 мин

21 Конура для собачки 60 мин 30 мин 30 мин

22 Подарок для папы 2 60 мин 30 мин 30 мин

23 Кораблик с флажком 2 60 мин 30 мин 30 мин

24 Цветок тюлбпана (подарок для мамы) 2 60 мин 30 мин 30 мин

25 Курочка –хохлатушка 2 60 мин 30 мин 30 мин

26 Птичка в гости к нам летит 2 60 мин 30 мин 30 мин

27 Совушка-сова- большая голова 2 60 мин 30 мин 30 мин

28 Кролик Банни 2 60 мин 30 мин 30 мин

29 Собака Туся 2 60 мин 30 мин 30 мин

30 Пять котят (по произведениям В. Сутяева) 2 60 мин 30 мин 30 мин

31 Пять котят (по произведениям В. Сутяева) 2 60 мин 30 мин 30 мин

32 Панно горшок с цветами 2 60 мин 30 мин 30 мин

33 Коллективная работа «У солнышка в гостях) 2 60 мин 30 мин 30 мин

34 Коллективная работа «Бабочки порхают на лугу» 2 60 мин 30 мин 30 мин

35 Мониторинг 2 60 мин 30 мин 30 мин

Итого занятий в год 70 занятий

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие» Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.

2. «Речевое развитие» Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.

3.«Художественно-эстетическое развитие» Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Физическое развитие» Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.

5. «Изобразительная деятельность» Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

2. Приемы и методы организации.

Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа,

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов,

-практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)

-2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

-3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

3. Дидактический материал.

Бумага: непосредственно рабочая : цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

Салфетки: бумажная, тканевая.

Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

Кисти.

4. Техническое оснащение занятий.

Музыкальный центр.

Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».

Ноутбук.

CD-Плеер.

Телевизор

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив М. А.

Васильева, Т. С. Комарова, В. В. Гербова / Москва, 2004 год)

«Чудесные поделки из бумаги» - З. А. Богатеева, Москва, 1992г.

«Уроки оригами дома и в школе» - С. Ю. Афонькин, Москва, 1995г.

«Страна пальчиковых игр» - С. Ю. Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.

«Журнал «Оригами»» - 1997г.

«100 оригами» - Г. И. Долженко, 2003 г, Ярославль.

«Оригами – лучшие модели», Т. Б. Сержантова, 2004, Москва.

«Оригами для всей семьи» - Т. Б. Сержантова, 2005г, Москва.

«Оригами – новые модели» - Т. Б. Сержантова, 2006г, Москва.

«366 моделей оригами» - Т. Б. Сержантова, 2006г, Москва.

«Бумажные фантазии оригами» - М. П. Згурская, 2007г.

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Волшебный квадратик»
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 11:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Волшебный квадратик»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ерюшкина (УИ 391192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД