Олеся Артемова
Рабочая программа во второй группе раннего возраста на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел образовательной программы
-Пояснительная записка
-Актуальность
-Цели и задачи реализации программы
-Возрастные особенности развития детей 2 – 3 лет
2. Содержательный раздел программы
-Содержание психолого-педагогической работы по областям :
- «Социально – коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Публикация «Рабочая программа во второй группе раннего возраста на учебный год» размещена в разделах
-Планируемые результаты освоения программы, как ориентиры освоения рабочей программы
3. Организационный раздел программы-
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
-Список литературы
1 Целевой раздел
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей второй группы раннего возраста.
Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста.
Основу рабочей программы составляет подбор материала для развернутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии
воспитания, обучения и развития ребенка.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй группы раннего возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Укреплять здоровье, приобщать к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуры детей.
2. Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать культуры общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
3. Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
4. Развивать познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности детей, самостоятельность и инициативу, стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
п. 2.7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализоваться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка) :
в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность…»
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Срок реализации Программы - 1 год (2021 - 2022 учебный год)
Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий, но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой, и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками» : не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями, и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения
1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры в раннем возрасте
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
2. Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Формирование первичных ценностных представлений
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.
Учить называть свое имя и возраст. Учить ребенка узнавать свой дом и квартиру, называть имена членов своей семьи.
Способствовать формированию личности ребенка, проявляя уважительное отношение к его интересам, нуждам, желаниям, возможностям. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Нравственное воспитание. Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать внимательное отношение к родителям.
Развитие коммуникативных способностей
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Развитие общения, готовности к сотрудничеству. Формировать у детей опыт поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним, способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему.
Формирование детско-взрослого сообщества. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду (обращать их внимание на красоту и удобство оформления комнат, на множество книжек и игрушек, на возможность играть с детьми, подружиться с ними).
Учить детей узнавать свой детский сад, находить свою группу. Создавать условия, способствующие формированию доверия и любви детей к своим воспитателям, помощнику воспитателя и другим сотрудникам дошкольного учреждения. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей.
Учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть
основные помещения, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка).
Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.
Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.
Развитие регуляторных способностей
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Освоение общепринятых правил и норм. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения, продолжать учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Развитие целенаправленности, саморегуляции. Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослого. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, уметь подождать, если взрослый занят.
Формирование социальных представлений, умений, навыков
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Развитие игровой деятельности. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с по-мощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развитие навыков самообслуживания. Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания.
Учить самостоятельно пить из чашки, правильно держать ложку.
Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Приобщение к доступной трудовой деятельности. Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Привлекать их к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., объяснять, зачем он выполняет те или иные действия. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Формирование основ безопасности. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Формировать первичные представления о безопасности собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиям «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).Календарное планирование образовательной деятельности по формированию социализации, развитию общения, нравственного воспитания
№ Тема Используемая методическая литература Примечание
Сентябрь
1 Игра с водой Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 5
2 К нам пришел мишка Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 6
3 Что спрятал Петрушка Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 7
4 Отгадай что звучит Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 7
Октябрь
5 Мы играем с карабликами Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 12
6 Для чего нужна посуда Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с14
7 Кто это? Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 15
8 Мне нравится в детском саду Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 15
9 Веселый паравозик Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 16
Ноябрь
10 Мы игаем Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 18
11 Мы накрываем на стол Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 19
12 Поговорим о кошке Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 19
13 Зайка в гости к нам пришел Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 20
Декабрь
14 Покажи на,картинке кто радуется и кто грустит Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 24
15 Мы украшаем елку Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 27
16 Чудесный мешочек Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 28
17 Смешинки Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 29
Январь
18 Маша обедает Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 31
19 Каша для куклы Кати Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 32
20 Котауси и мауси Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 32
Февраль
21 Мы рассматриваем обувь Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 37
22 Лис и мышонок Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 39
23 Мы рассматриваем картинки Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 40
24 Я убираю игрушки Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 41
Март
25 Новая мебель Маши Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 44
26 Рассматриваем картинки в книжке Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 45
27 Мы лечим куклу Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 47
28 Расскажи о своих домашних животных Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 48
Апрель
29 Что принес Петрушка Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 52
30 Мы помагаем ежику Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 53
31 Волшебный мешочек Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 53
32 Поделись игрушками Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 56
33 Скажи другому,что так поступать нельзя Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 57
Май
34 Печенье для котика Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 60
35 Д. И. Чего не стало Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 62
36 Мы играем с кубиками Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 54
37 Моя семья Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»с. 63