Получи документы

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию для детей 5–6 лет. Кружок «Экология»

Егиазарян Ирина Владимировна
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию для детей 5–6 лет. Кружок «Экология»

Рабочая учебная программа

по дополнительному образованию

для детей 5-6 лет

Кружок «Экология»

Руководитель: воспитатель Егиазарян И. В.

г. Воскресенск

2020-2021г. г.

Пояснительная записка

«Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов-Никитов.

Публикация «Рабочая учебная программа по дополнительному образованию для детей 5–6 лет, Кружок „Экология“» размещена в разделах

Кружок «Экология» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.

В основу содержания кружка легла основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой и программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным стандартом. А также со следующими нормативными документами:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013г.

- Концепцией дошкольного воспитания

_ Сан ПиН от 30 июня 2013г. 2.4.1.3049-13

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы :

1. Развитие интереса детей к миру природы, расширение и уточнение их представлений.

2. Создание условий для проявления инициативы и творчества в познании природы, учить наблюдать, развивать любознательность.

3. Развивать желание исследовать объекты живой и неживой природы (не нанося им вред, экспериментировать.

4. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, знакомить с народными приметами.

5. Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы, учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.

Виды деятельности, используемые в работе кружка :

1. Организованные:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);

- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

- целевые прогулки;

- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки);

-рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

- рассматривание картин из жизни диких животных;

- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

- беседы с детьми на экологические темы;

- сбор коллекций: семян, камней, листьев;

- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в лаборатории юного исследователя;

- игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

- работа с календарем природы;

- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Организация деятельности и режим:

Рабочая программа предполагает занятие 1 раз в неделю, количество равняется 36 в год.

Занятия кружка посещают 24 воспитанника группы.

Продолжительность Кол-во в неделю Кол-во в год

25 минут 1 36

Методы, используемые для реализации работы кружка :

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам.

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В условиях дистанционного обучения возникает необходимость изменить основные формы обучения, используя платформу ZOOM, WhatsApp.

По теме занятий ребятам предлагаются презентации.

Практическая часть занятий преподносится в виде мастер-классов.

В дистанционном виде организуются выставки творческих работ воспитанников.

Для родителей организуются консультации и индивидуальные беседы по вопросам создания в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.

Неделя Тема Программное содержание

1 неделя - сентябрь Диагностика Определение уровня экологической воспитанности детей.

2 неделя - сентябрь Диагностика Определение уровня экологической воспитанности детей.

3 неделя - сентябрь «Путешествие в страну «Осень» Формировать и закреплять знания детей о приметах осени, о сезонных изменениях в природе в это время года в родной местности; о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой.

4 неделя - сентябрь «Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

5 неделя –

сентябрь «Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей : туман, сыро, влажно, густой покров.

1 неделя - октябрь «Что нам осень подарила?» Коллективная работа : «Осенняя корзина» Закрепление представлений детей о фруктах и овощах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые. Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно.

2 неделя - октябрь «То березка, то рябинка» Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

3 неделя - октябрь «Растения в нашем уголке природы» Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

4 неделя - октябрь Грибы Продолжить знакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы.

Дать знания о полезных свойствах грибов.

1 неделя - ноябрь «Как дикие животные готовятся к зиме?» Дать детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных. О их приспособлении к окружающей среде.

2 неделя - ноябрь «Домашние животные – друзья человека» Уточнять и закреплять представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными.

3 неделя - ноябрь «Куда уходит золотая осень?» Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется; развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; побуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.

4 неделя - ноябрь «В гостях у птиц» Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

1 неделя - декабрь «Как узнать ель?» Формировать знания детей о ели, учить называть характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

2 неделя - декабрь «Зимушка-зима» Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

3 неделя - декабрь «Станем юными защитниками природы» Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать

4 неделя - декабрь «Елочка-красавица всем ребятам нравится» Приобщить знания детей о временах года, учить видеть характерные особенности разных времен года.

5 неделя – декабрь

«Снег. Чистый ли он?» Опытно-исследовательская деятельность.

2 неделя - январь «Зимушка-зима» Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

3 неделя - январь «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу» Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время.

4 неделя - январь «Получаем талую воду» Показать и рассказать детям, что снег, принесённый в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

1 неделя - февраль «Замораживаем воду» Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед; из подкрашенной воды можно сделать цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, елку.

2 неделя – февраль «Снежинки очень красивы» Рассмотреть с детьми снежинки, обратить внимание на их красоту.

3 неделя – февраль «Какие птицы прилетают на кормушку?» Учить детей различать птиц по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

4 неделя – февраль Выращиваем лук Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

1 неделя - март Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке. Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе.

2 неделя - март Весна. Формировать и закреплять знания детей об изменениях, происходящих в природе весной.

3 неделя - март «Как люди заботятся о своем здоровье весной» Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных ого частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека; что организм надо укреплять и развивать.

4 неделя – март Водоемы нашего края, правила безопасного поведения во время весеннего половодья. Формировать и закреплять имеющиеся представления о водоемах и их обитателях.

5 неделя – март. «Наши четвероногие друзья – собаки» Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

1 неделя - апрель Первоцветы. Формировать и закреплять имеющиеся знания о первых весенних цветах.

2 неделя – апрель «Весна в жизни лесных зверей» Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.

3 неделя – апрель Кто такие насекомые? Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, воспитывать интерес к объектам природы.

4 неделя - апрель Люблю березку русскую. Обратить внимание на весеннюю красоту берез.

1 неделя - май Как человек охраняет природу. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить. Познакомить с понятием «заповедник», «Красная книга»

2 неделя – май Весна кончается – лето начинается. Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне.

3 неделя - май Диагностика Определение уровня экологической воспитанности детей.

4 неделя - май Диагностика Определение уровня экологической воспитанности детей.

Материально-техническое обеспечение программы :

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Мозаика-синтез 2016г

2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016

Николаева С. Н., Комарова И. А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников»

3. С. Н. Николаева «Я познаю мир природы» 47 развивающих занятий для детей 5-8 лет. Москва БИЛИНГВА 2018

4. Большая энциклопедия животных. Москва «ОЛМА-ПРЕСС»

5. Вакуленко Ю. А Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград Издательство «Учитель»

6. Куликовская Т. А. Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий «Животные Арктики и Антарктики»

7. Куликовская Т. А. Наглядно-дидактический материал с конспектами для занятий «Животные Африки»

8. Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет. Автор-составитель М. П. Костюченко

9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

10. Ознакомление детей с миром природы. Материалы к занятиям. Интересные факты, занимательные рассказы, стихи, загадки. Автор-составитель Е. Ю. Валк

11. Шорыгина Т. А Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Деревья. Какие они?

Грибы. Какие они?

Какие месяцы в году?

Птицы. Какие они?

Домашние животные. Какие они?

Травы. Какие они?

Беседы об овощах с детьми 5-8 лет.

Беседы о временах года.

Беседы о природных явлениях и объектах.

Беседы о фруктах и ягодах с детьми 5-8 лет.

12. Кнушевицкая Н. А. Стихи и речевые упражнения по теме «Грибы»

«Овощи»

«Фрукты»

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С. Н. Николаевой, Л. М. Маневцовой)

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний и

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Все диагностические задания сгруппированы по трё м разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале, характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа. Задание 1. Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет. Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни?

Без чего он не может прожить?

Задание 2. Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3. Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции. Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол, лист, цветок, плод.

Задание 4. Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 5. Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных : 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха, лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6. Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7. Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека. Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8. Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Б) Неживая природа. С ребё нком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку?

Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо) :

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым?

Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода? Оценка деятельности: 1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы. 2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1. Цель.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе). Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями. Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается: - выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор; - рассказать о последовательности ухода за растением; - непосредственно осуществить уход. Оценка деятельности: 1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами. 2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому. Уровни экологических представлений и отношения к природе: Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями. Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Презентация-фотоотчет о работе по дополнительному образованию экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет Экология является неотъемлемой частью нашей жизни. Именного с раннего детства, с дошкольного возраста необходимо прививать детям любовь.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию для детей 5–6 лет. Кружок «Экология»
Опубликовано: 17 октября 2022 в 22:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД