Марина Тиунова
Рабочая учебная программа «Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Игровая деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14".
Принято решением Утверждаю
Педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 14" Зав. МБДОУ "Детский сад № 14"
«….»…. ….201…. г. Миронова Т. В..
Протокол №. «…»….201…. года.
Приказ №.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
(раздел - "игровая деятельность")
(старшая группа).
Авторы –
Ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14" –
Рочева Светлана Васильевна.
Воспитатель МБДОУ -
Публикация «Рабочая учебная программа „Социально-коммуникативное развитие“, Раздел „Игровая деятельность“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Тиунова Марина Владимировна.
г. Воркута, 2015 г.
Рабочая программа представлена в полном объеме и разработана, в соответствии с требованиями к составлению программ, и требованиями ФГОС.
I. Пояснительная записка.
МБДОУ «Детский сад № 14" - сад III категории.
Данная группа проводит свои занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", по разделу «игровая деятельность» на группе, в соответствии с графиком проведения непосредственно образовательной деятельности по МБДОУ.
Актуальность -
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. (Д. В. Менджерицкая)
Многочисленные исследования (Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогиной, Р. А. Иванковой, Е. А. Щербаковой и др.)свидетельствуют о том, что при тактичном, целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение)упрочнение его интересов, развитию речи, а также нравственному развитию ребёнка (правила взаимоотношения с окружающими, усвоение норм поведения).
Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребёнка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности-ролевая игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живёт с ним общей жизнью. Через содержание игры ребёнок приобщается к жизни взрослых.
Игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества.
В результате реализации данной рабочей программы у детей должны присутствовать ЗУНы, соответствующие данному возрасту, для последующего расширения этих знаний, как в ДОУ, так и в школе (см. требования к уровню подготовки воспитанников).
МБДОУ «Детский сад № 14" строит свою работу на основе базовой программы «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Солнцева О. В. и др.)
Работа старшей группы по данному разделу осуществляется на основе методик, рекомендуемых программой «Детство» :
1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А., Солнцева О. В. и др. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 352 с.
2. Мониторинг качества образования в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб; «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 592с. +цв. вклейка (пакет методик для мониторинга).
3. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" (раздел - "игровая деятельность"). Как работать по программе «Детство - ПРЕСС», 2012.-176 с. 4. Зворыгина Е. В. первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя детского сада-М., Просвещение, 1988-96 с., ил 5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., РАО, 1997.
Количество образовательной деятельности 37 игровых ситуаций по данному разделу, в данной группе за весь учебный год составляет : 29 игровых ситуаций :4 игровые ситуации по данному разделу (в месяц) и 8 игровых ситуаций отводятся на мониторинг качества образования по данному направлению (4 игровые ситуации в сентябре и 4 в апреле).
Образовательная деятельность по данному разделу планируется в календарно-тематическом плане и реализуется в режиме дня данной группы.
Длительность образовательной деятельности в данной возрастной группе (дети от 5 до 6 лет) составляет –15 минут, и проводится интегративно с другими видами детской деятельности.
Локальный компонент в МБДОУ и в данной возрастной группе отсутствует.
Национально-региональный компонент планируется в программе и составляет 30 % от общего количества образовательной деятельности по данному разделу.
Мониторинг качества образования детей по данному разделу проводится 2 раза за учебный год :
- начало учебного года (сентябрь)
- конец учебного года (апрель).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям и разделам :
- образовательная область «Познавательное развитие», раздел "Ребенок открывает мир природы", где идет ознакомление детей с животным, растительным и окружающим миром.
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел «Художественная литература», где используются произведения детской художественной литературы познавательного характера, стихи;
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел «Музыка», где дети обогащают и передают свои впечатления через музыкальные образы, посредством песенной и танцевальной деятельности.
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Изобразительное искусство», где дети упражняются в передаче своих впечатлений полученных от тематических занятий, через рисование.
- образовательная область "Речевое развитие", раздел "Развитие речи", где идет обогащение, уточнение и активизация словаря дошкольников по данной тематике.
II. Содержание учебной дисциплины.
Задачи развития игровой деятельности
1. Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем —через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события, впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др., активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
3. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
Сюжетно-ролевые игры
Проявление интереса к сюжетно-ролевым играм, содержанием которых является отображение социальной действительности, к комбинированию в одном сюжете реальных и фантастических событий, разнообразных ситуаций взаимодействия людей, коллизий; появление сюжетно-ролевых игр новой тематики («Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и др.) и игр с продолжением сюжета в течение нескольких дней.
Самостоятельное участие в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместное с воспитателем изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до игры или по ее ходу. Освоение нового содержания сюжетно-ролевых игр в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей, направленного на подготовку к игре: накопление содержания для игр, придумывание возможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр. Освоение умения фиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков,
пиктографического письма, записывания сюжетных событий воспитателем под диктовку детей и пр. Освоение способов сюжетосложения: придумывание целостных сюжетных событий в совместной с воспитаем и сверстниками игре-придумке; проговаривание
части игровых событий во время игры, речевое обозначение места действия. Самостоятельное называние своей роли до начала игры, обращение к партнеру по имени игрового персонажа. Проявление инициативы в ролевом диалоге со сверстником, изменение интонации голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Проявление способности передавать действия, отношения, характеры и настроения персонажей: требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка; использовать средства выразительности: мимика, жесты, движения, интонация.
Самостоятельное или с небольшой помощью взрослого согласование общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребий, договор по желанию, установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. Самостоятельное создание игровой обстановки в зависимости от замысла игры, использование изобразительной или продуктивной деятельности детского коллекционирования (театральные программки, билеты, открытки, значки и пр.) для создания игровой обстановки.
Режиссерские игры и игра-фантазирование
Самостоятельное отображение в режиссерской игре и игре-фантазировании литературного опыта, впечатлений от просмотра мультипликационных фильмов, комбинирование событий из разных источников, внесение в них изменений (новые события, герои, придумывание новых сюжетов по аналогии с известными. Освоение способов фиксирования новых сюжетов при помощи записей, пиктограмм, рисунков; составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений. Понимание необходимости изменять интонацию голоса в зависимости от
создаваемого образа, самостоятельно передвигать игрушку по игровому полю, имитировать движения персонажей, использовать звукоподражание, комментировать события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оценивать поступки героев. Активное стремление к согласованию развития сюжета со сверстниками, координации движения персонажей по игровому полю, ведению диалогов от имени игровых персонажей. Проявление творчества при создании обстановки для режиссерской игры: в подборе необходимых игрушек и предметов-заместителей,
оформлении игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и пр.). С помощью воспитателя использовать полифункциональный игровой материал, участвовать в создании полифункционального игрового материала в совместной с воспитателем деятельности.
В совместной с воспитателем игре-фантазировании использование приема частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа, согласование придуманных событий с замыслами других игроков.
Игровые импровизации и театрализация
В театрализациях с помощью педагога и самостоятельно дети определяют место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки, создают игровую обстановку ( готовят простейшие декорации: домики, силуэты деревьев; цветными шнурами или ленточками изображают реку, дорожку, согласовывают свои действия с другими «артистами». Действуют и говорят от имени разных персонажей, отражают в игре содержание
любимых литературных произведений, комбинируют сюжеты. В играх-имитациях детей побуждают выразительно и детально передавать
разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама-медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив). Воспитатель поддерживает стремление детей исполнять стихи, петь песенки в соответствии с
игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском).
III. Тематический план (см. далее).
IV. Итоги освоения содержания образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу «игровая деятельность».
Результаты развития игровой деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
•Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровой обстановки.
•Ребенок заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения —положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами.
•В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-разному. Для детей-сочинителей наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровых событий преобладает над их практической реализацией через выполнение игровых действий. Для детей-исполнителей наиболее интересен процесс создания игровых образов в сюжетно-ролевой игре, управления персонажами в режиссерской игре. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей-практиков интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной деятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел.
•Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм.
•В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
•В сюжетно-ролевых играх ребенок отражает элементарные бытовые сюжеты, характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей.
•Не умеет согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми.
•В играх с готовым содержанием увлекается процессом игры и не следит за правилами.
•Нет интереса к развивающим играм, отказывается от игрового решения при первых трудностях, часто оставляет игру до ее завершения.
•Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим.