Дарья Синянская
Работа педагога-психолога с молодыми воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация нового воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.
Необходимо выбрать те формы и методы работы с воспитателями, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
Публикация «Работа педагога-психолога с молодыми воспитателями» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Наряду с педагогическими, профессиональными проблемами становятся актуальными вопросы психологического сопровождения новых педагогов в период их адаптации к профессии.
Работу с новым специалистом можно строить в 2 этапа:
1. Диагностический
На этом этапе идет изучение имеющихся педагогических и психолого-педагогических знаний и уточняется степень практической подготовленности (умений). Для этого старший воспитатель совместно с педагогом-психологом посещает занятия, а так же присутствует во время режимных моментов и игровой деятельности, наблюдая и анализируя тем самым организацию воспитательно-образовательного процесса
Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. На это нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.
Специалисту предлагаются для заполнения анкеты (например, «Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя с детьми» М. В. Крулехт и др.).
Для изучения личностной сферы молодого педагога используются следующие методики.
1. Определение педагогической позиции педагога, основанное на самостоятельной оценке черт характера (Приложение 4).
2. Тест для молодого воспитателя (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева) на определение его педагогической стрессоустойчивости (Приложение 5).
3. Тест для молодого воспитателя (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева) на определение эффективности работы педагога стажника (Приложение 6).
4. Тест Г. Айзенка (Шайгородский Ю. Ж. «Точка отсчета», Омск, 1992) используется с целью определения совместимости педагогов для кадрового подбора в группу.
5. Тест фигур (Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании», М., 1996) - предназначен для выявления типологии личности.
2 этап работы с молодыми специалистами -коррекционно-развивающий.
Цель коррекционно-развивающей работы заключается в оказании помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знание, умение и личностные компоненты.
На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Данный этап длится в течение всего учебного года.
Данная работа осуществляется через организацию консультирования, просвещение с использованием активных методов работы с педагогическим коллективом, а так же проведение тренинговых занятий, мозговых штурмов, круглых столов в рамках работы по программе «Работа моей мечты»
Главная задача психолога состоит в том, чтобы помочь начинающему педагогу организовать педагогический процесс как процесс свободного личностного развития каждого воспитанника в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей, так как результатом должно явиться становление индивидуальной, авторской, высоко эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Осуществляя программу мы рассчитывали получить следующие результаты:
- Сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.
- Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
III этап - диагностико- аналитический.
Задача данного этапа заключается в подведении итогов деятельности по результатам адаптации в педагогическом коллективе и повышению психолого-педагогической компетентности молодого специалиста
В конце учебного года старший воспитатель и педагог-психолог, проанализировав результаты работы, отслеживают динамику профессионального роста молодого специалиста, намечают перспективы дальнейшей работы с ним.
На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворенность его работой, отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом.