МААМ-картинки

Работа с одарёнными детьми в ДОУ

Алена Аннина
Работа с одарёнными детьми в ДОУ

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

Публикация «Работа с одарёнными детьми в ДОУ» размещена в разделах

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Все больше внимания в настоящее время привлекают вопросы педагогической работы с детьми, «одарен», и основной задачей педагога становится раскрытие интеллектуально- показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности. «Детская одаренность» и «одаренные дети» эти понятия диктуют определенные подходы в организации педагогической деятельности. Принято считать, что каждый ребенок творческого потенциала каждого ребенка. В то же время существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [16. с. 5]. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности).

Проблемы одаренности представлены в фундаментальных исследованиях отечественный психологов: А. В. Брушлинского, Л. С. Выгодского [4], В. Н. Мясищева, Б. М. Теплова [17], О. К. Тихомирова, Я. А. Понаморева, С. Л. Рубинштейна и др. Наиболее полно вопрос детской одаренности разрабатывался Н. С. Лейтесом[12], который на основе систематизации жизненных факторов и монографического описания своеобразия одаренной личности изучил индивидуально-типологические и возрастные особенности умственной деятельности одаренных детей. [13]

Как же раскрывали понятие «одаренность» отечественные ученые: Л. С. Выготский считал одаренность генетически обусловленным компонентом способностей, развивающимся в соответствующий деятельности или деградирующим при ее отсутствии [4]; Б. М. Теплов связывал развитие одаренности с включением ребенка, в какую либо творческую деятельность [17]; А. В Хуторской определяет одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности[16].

Сегодня происходящие изменения в мире требуют неординарно мыслящих людей. Выявление и развитие одаренных детей важнейшая задача современного образовательного процесса. Более 30 концепций одаренности существует на сегодня в педагогическом сообществе. В создании одной из концепций, а именно «Рабочей концепции одаренности» [16] приняли участия выдающиеся педагоги-ученые: Ю. Д, Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В. П. Дружинин, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкина, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др. в их идеях отразились результаты исследований и практический опыт работы с одаренными детьми и подростками.

В поиске новых образовательных форм работы с одаренными и талантливыми детьми происходит постепенный отход от системы «штамповки», «конвейера». В период школьного возраста происходит становление способностей и личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

• Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

• Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

• Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

• Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, общественность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.

Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Учеными выделяются несколько видов одаренности. В познавательной деятельности в зависимости от предметного содержания — интеллектуальная одаренность различных видов (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В практической деятельности, одаренность в разных видах ремесел, спортивную (для разных видов спорта свою) и организационную. В художественно-эстетической деятельности: хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности - лидерскую одаренность. В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Для каждого конкретного вида деятельности включаются все уровни психической организации с преобладанием того уровня который необходим.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). Существует ряд исследований (Н. С. Лейтеса [12], В. Н. Дружинина [6], А. М. Матюшкина [14], В. С. Юркевич [20], Н. Б. Шумаковой, в которых доказано существование творческой - одаренности, способности к творческой самореализации в различных областях деятельности.

В основе одаренности к разным видам искусства лежит стремление человека выразить через художественный образ свое отношение к жизни, миру, людям и обществу. Передать ценностное содержание своего жизненного и профессионального опыта. Нужно знать что специальные способности к живописи, музыке, скульптуре и другим видам искусства формируются под влиянием активно выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний, личностного восприятия и т. д.

Работать с одаренными детьми достаточно трудно большинство педагогов привыкли работать на «поток», «среднего», а часто и «слабо» подготовленного ученика. Одаренные дети, работа с ними, подразумевают профессионально - личностную готовность педагога. Что я имею в виду: овладение методиками и технологиями выявления одаренности и развития личностно-ориентированного обучения; широтой и гибкостью мышления; зрелостью педагогического самосознания, желанием развиваться вместе с ребенком. Должны посещать организованные курсы подготовки педагогов по работе с одаренными детьми, интересоваться научно-педагогической литературой по данному вопросу, посещать семинары, открытые уроки и мастер классы.

Победы и участие одаренных детей на конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях и семинарах не только покажут результативность вашей работы, но и мотивирует ребят на дальнейший рост. Конкурсы детских работ проводятся ежегодно в целях художественно-эстетического развития школьников, повышения их творческой активности и интереса к творчеству. Ведь конкурс – это, прежде всего, волнующая, эмоциональная игра, проба сил, общение со сверстниками в процессе работы, возможность увидеть находки других, это и серьезный, более пристальный взгляд на свои достижения и возможности, импульс к дальнейшему развитию.

Индивидуальный образовательный маршрут одна из самых результативных технологий работы с одаренными детьми, он позволяет целенаправленно разрабатывать проектируемую дифференцированную программу, с учетом образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей обучающихся. При разработке индивидуального образовательного маршрута появляется возможность создания условий для индивидуальной траектории изучаемого предмета, реализации индивидуальных образовательных потребностей, ситуации выбора своего образовательного пути. Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании.

Основные методы и технологии применяемые при работе с одаренными и талантливыми детьми :

• Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

• В условиях постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности обучающийся овладевает приемами творческой работы.

• Занятия должны быть увлекательны, динамичны с рабочей атмосферой.

• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

• Учащийся должен чувствовать значимость объекта творчества для себя и общества.

Для педагогов работающих с одаренными и талантливыми детьми, можно дать ряд рекомендаций: внимательно изучайте индивидуальные особенности одарённого ребёнка; поддерживайте самооценку, ребенка на высоком уровне, а в случаях отчаяния внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей; совершенствуйте и развивайте способности; создавайте ситуацию успеха для ребенка, стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше; уделяйте должное внимание индивидуальным и дифференцированным заданиям; давайте учащемуся выбор; на уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся; обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер; при разработке программ создавайте приложения в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся; ведите занятия на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка»; создавайте благоприятную обстановку, на занятиях меньше критикуйте, одаренные дети наиболее восприимчивы к критике; уважайте и обсуждайте любую идею ученика; прививайте у ученика вкус к серьёзной творческой работе; разрешите детям задавать вопросы, если он интересуется, значит он думает.

Применение индивидуального образовательного маршрута дает педагогу возможность обучать как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, помочь учащемуся овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации Технология индивидуального образовательного маршрута способствует самореализации одаренных обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

Работа с одаренными детьми трудна но в то же время интересна. Результаты труда принесут удовлетворение педагогу и дадут огромный скачок в росте одаренности ребенка.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Список литературы:

1. Апарина, О. Ю. Комплексная программа выявления творческих и интеллектуальных способностей детей / О. Ю. Апарина // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №6. – С. 11-20.

2. Белоусова, А. К. Развивающая образовательная среда для одаренных детей / А. К. Белоусова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 70 с.

3. Боева Е. Л. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей : метод. рекомендации / Е. Л. Боева, О. И. Кондратенко. – Старый Оскол : Лина, 2011. – 95 с.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. : Т. 4:Детская психология. М. ,1984.458с

5. Гусельцева, М. С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 17-29.

6. Дружинин В. П. Психология семьи, СПб: питер, 2006.176с.

7. Дубровина, С. В. Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами одаренности / С. В. Дубровина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. - №1(25). – С. 27-31.

8. Емельянова, И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе / И. Е. Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. - №3. – С. 62-69.

9. Зверева, Л. И. Психологические особенности одаренного ребенка / Л. И. Зверева, Е. В. Боброва, Е. В. Белова // Пермский педагогический журнал. – 2012. - №3. – С. 90-93.

10. Краснова, В. И. Изучение самоопределения в предпочтительных видах деятельности одаренных подростков / В. И. Краснова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2011. - №16(135). – С. 467-468.

11. Креативные уроки / авт. -сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич. – Мн. : Красико-Принт, 2009. – 128 с.

12. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. / Под редакцией Н. С. Лейтеса. М. : «Академия», 2000. 416с.

13. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьника [Текст]/ Н. С. Лейтес. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.-320с.

14. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М. :Шкла-пресс, 1993.128с

15. Пашнев, Б. К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей / Б. К. Пашнев. – М. : Илекса, 2009. – 128 с.

16. Рабочая концепция одаренности / под ред. В. Д. Шадрикова. М. : Молодая гвардия, 2003.95с.

17. Теплов Б. М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Текст. М. :Изд-во Моск. Ун-та, 1982. 136 с.

18. Тутынина, Н. С. Диагностические материалы по изучению особенностей личности детей / Н. С. Тутынина // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №1. – С. 10-14.

19. Штерн В. С. Умственная одаренность : Психологические методы испытания умстенной одарнности в их применениик детям школьного возроста. М. : Изд-во «Водолей», 1997. 128с.

20. Юркевич В. С. Одаренный ребенок иллюзия или реальность. М. : Просвящение, 2000. 136с.

Электронные ресурсы:

1. Всероссийский педагогический портал https://portal2011.com

2. Информационный портал «Дополнительное образование» https://dopedu.ru/

3. Министерство образования и науки Российской Федерации https://минобрнауки. рф/

4. Портал «Всеобуч» https://www.edu-all.ru/

5. Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» https://window.edu.ru/portals

6. Портал «ЗАВУЧ. инфо» https://www.zavuch.ru/

7. Портал «Интеллектуально-творческий потенциал России» https://future4you.ru/

Публикации по теме:

Особенности работы с одарёнными детьми Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.

Инновационная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми в ДОУ в рамках реализации ФГОСИнновационная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми в ДОУ в рамках реализации ФГОС Инновационная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми в ДОУ в рамках реализации ФГОС. Дошкольный возраст.

Из опыта работы с одарёнными детьми Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Жизнь требует от дополнительного образования.

Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Работа с детьми с ОВЗ. Детский аутизм» Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Работа с детьми с ОВЗ. Детский аутизм». Подготовила: воспитатель первой категории Кишкорева.

Коучинг «Работа с одарёнными детьми в детском саду» В группах детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя.

Кружковая работа в ДОУКружковая работа в ДОУ Сейчас все дошкольные образовательные учреждения, кроме основных услуг, оказывают и дополнительные услуги. В нашем детском саду также.

Опыт работы со «Сложными», Одарёнными детьми ОПЫТ РАБОТЫ СО «СЛОЖНЫМИ», ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В данной статье я хотела бы поделиться своим хоть и не большим, но достаточно насыщенным опытом.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Памятка по работе с одарёнными детьми Самый важный дар, который вы и только вы можете развивать в ребенке, - это здоровое самоощущение человека, которому есть, что привнести.

Педагогическая работа по профилактике и разрешению конфликтов между детьми в ДОУ В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с одарёнными детьми в ДОУ
Опубликовано: 18 марта 2019 в 13:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД