МААМ-картинки

Работа с родителями по вовлечению в единое пространство детского развития в ДОО

Мария Андрющенко
Работа с родителями по вовлечению в единое пространство детского развития в ДОО

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны,

Публикация «Работа с родителями по вовлечению в единое пространство детского развития в ДОО» размещена в разделах

педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным,

гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с

другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями

и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное

взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных

проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение

качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Одним из

самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое

пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:

1.

Работа

с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление

педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.

Повышение

педагогической культуры родителей.

3.

Вовлечение

родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

Основные

задачи работы :

·

установить

партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

·

объединить

усилия для развития и воспитания детей;

·

создать

атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

·

активизировать

и обогащать воспитательные умения родителей;

·

поддерживать

их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются :

1.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

·

Позитивный

настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится

вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями

неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная

администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью

на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного

обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от

него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное

доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше,

чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

·

Необходим

не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с

родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и

пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

·

Современные

мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно,

хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому

позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли

принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы

взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и

искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

·

Любое,

даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и

серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно

взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное

родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный

имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

· Детский сад сегодня

должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой

мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей,

их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого

должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями,

надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от

пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на

эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее

эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Взаимодействие

ДОО и семьи: типичные проблемы.

Традиционные формы работы ДОО с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно

устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике

принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей : беседы,

консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки,

стенды.

Типичные проблемы.

Педагогическое просвещение родителей проходит

через "Университет родительских знаний", "Школа для

родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на

убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При

добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до

сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших

результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на

взаимодействие с широким кругом родителей.

В этих условиях невозможно

разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения

общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство

родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родители

испытывают стеснение из-за скромной обстановке квартиры.

- Беседы, консультации в основном исходят от

воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко

запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют

родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти

формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские

выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это

дает малый результат.

- наглядная пропаганда оформляется педагогами в

виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто

механически, когда забирают детей домой из группы.

Анализ традиционных форм работы с семьей

показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам:

целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это

указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически

несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с

родителями, в свете новой философии взаимодействия.

Очень многое для ребенка зависит от

складывающихся в ДОО профессиональных и человеческих отношений взрослых:

воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к

другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию

благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если

отношения между работниками сада и родителями не сложились.

К сожалению, некоторые педагоги

исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как

следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и

предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает

родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка,

не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают

должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щироким кругом родителей, со всем родительским

коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и

ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и

работать сообща.

Новая система взаимодействия

ДОО с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия

ДОУ с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с

семьей неоспоримы и многочисленны.

- Это положительный эмоциональный

настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители

уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в

то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги

, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении

педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых

и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности

ребенка. Педагог постоянно

поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их

при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать

и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании

ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут

на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных

связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих

интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой

программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

- Это возможность учета типа семьи и

стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных

форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет

найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с

родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех

недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Основные принципы при организации работы в рамках

новых форм работы с семьей. :

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю

обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его

ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и

взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОО;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы ДОО с семьей.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно -

воспитательного процесса, организуемого в ДОО.

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

- Взаимодействие родителей с общественными организациями села.

Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов

целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между

воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Новые формы взаимодействия

с семьей.

В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с

возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и

педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного

досуга.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали

активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей :

-

"Круглый стол" по любой теме;

- тематические

выставки;

-

соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

-

консультации специалистов;

- устный

журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

-

семейные спортивные встречи;

- почта

доверия, телефон доверия;

-

семейные проекты "Наша родословная";

-

открытые занятия для просмотра родителей;

-

интеллектуальные ринги детей и родителей;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного

успеха;

- аукцион секретов воспитания и др.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю

ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в

семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому

просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других

родителей.

- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную

сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной

деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и

ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в

клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых

в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и

воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в

ДОУ.

Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями

опробировано. Сейчас можно смело

сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно

происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось

такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм

общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,

выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не

только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что

родителям интересно в ДОО. Никогда еще так часто родители не участвовали в

совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению

родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с

родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали

партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают,

убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение

исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно

влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей

становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде,

проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих

родителей. Ребенок чувствует себя ближе,

роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его

родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и

занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОО,

положительная оценка его деятельности.

Важные

моменты:

•все

материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

•содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой

информации быстро пропадет;

•оформление

выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей

(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

•содержание предлагаемого материала должно быть

действительно

интересно большинству родителей.

Работа с родителями — это процесс общения разных

людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду

могут возникнуть проблемные ситуации

во взаимоотношениях педагогов и родителей :

·

конфликты

между родителями из-за детей;

·

родительские

претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

·

жалобы

воспитателей на пассивность родителей;

·

невнимание

родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога

из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к

консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до

воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое

видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и

образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация

дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна

поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его

знания, умения, педагогические достижения.

Способы

повышения авторитета воспитателя:

·

торжественно

вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного

работника или за высокие показатели в работе по итогам года;

·

оформить

красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

·

организовать

благодарственное письмо от родителей выпускников;

·

оформить

холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных

достижений.

Важным моментом в предупреждении возникновения

проблемных ситуаций являются установление

личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование

родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя

желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей

группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию

конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно

осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Таким образом, использование разнообразных форм работы

с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменился характер

взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными

участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в

педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном

процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это

необходимо для развития их собственного ребенка.

Публикации по теме:

Детский сад и семья как единое здоровьесберегающее пространство Одним из основных направлений работы детского сада является физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на сохранение и укрепление.

Проект по объединению семьи и детского сада в единое образовательное пространство «Единая команда» Уважаемые коллеги! Представляю свой проект (в форме презентации) "Единая команда", разработанный в рамках Форума молодых специалистов "Моя.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО Цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного.

Формы работы с родителями при проведении родительских собраний в ДОО Формы работы с родителями при проведении родительского собрания в детском саду. Собрание- деловая игра, она имеет своей целью выявить в.

«Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО на основе Лекотеки». Анализ эффективности Анализ эффективности муниципальной инновационной площадки на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» за 2016–2017 учебный год «Социальная интеграция.

Детский сад и семья-единое образовательное пространство Детский сад и семья – единое образовательное пространство Подготовила: Гилязева Д. Г. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания.

Из опыта работы «Работа с родителями в жизни детского сада» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад №69 «Золотой ключик». Из опыта работы а ДОУ : «Работы с родителями.

Консультация для воспитателей ДОО «Основные формы работы с родителями» Консультация для семинара на тему: Основные формы работы с родителями. «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» - эти слова.

Организация детского экспериментирования в ДОО Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек.

Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО 1. Жестокое обращение с детьми: что это такое?Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями по вовлечению в единое пространство детского развития в ДОО
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 17:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД