Валентина Васильевна
Работа учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Работа учителя логопеда в рамках реализации ФГОС
Основная мысль федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Становиться все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.
Публикация «Работа учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
Особые требования предъявляются к деятельности учителя-логопеда, задачами которого является ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его психолого-возрастных и индивидуальных возможностей и склонностей, организация видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание консультативной и иной помощи.
Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.
Работа логопеда в рамках федерального государственного стандарта, прежде всего, регламентируется следующими основными документами:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования (утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155);
Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО)»;
Устав ОО;
Образовательная программа учреждения.
Письмо Минобразования РФ «О психолого- медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27. 03.2000 г. № 27/901 – 6;
Распоряжение МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ «Об утверждении примерного положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации» от 9. 09. 2019 г. № Р – 93;
Инструктивное письмо Минобразования РФ “Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения” от 14.12.2000г. № 2;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «О примерном положении о логопедическом пункте при ДОУ» от 25.03.02 №05-05-805
Это основные документы, регламентирующие деятельность как коррекционных педагогов вообще, так и учителя-логопеда в частности. Особенностью ФГОС дошкольного образования для детей с нарушениями речи является то, что решение выбора образовательного маршрута отдается не общей программе, а конкретному специалисту, который будет работать с ребенком и зависит от запросов родителей, от объективной картины физического и психического статуса ребенка. Чем сложнее структура дефекта, тем в большей степени программа становится вариативной. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи есть программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше.
Современная образовательная политика актуализирует проблему использования современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе, которая предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально - ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.
Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
Компонентами логопедического сопровождения являются:
- профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.