МААМ-картинки

Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенически навыков у детей

Елена Петровна
Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенически навыков у детей

Павлова Е. П. воспитатель

ГБДОУ Детский сад №11 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенически навыков у детей.

Цель моей работы. Формирование у детей навыков. необходимых в жизни связано с деятельностью. в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Я перед собой ставила задачи. Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей всемерно укреплять их здоровье совершенствовать физическое развитие.

Публикация «Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенически навыков у детей» размещена в разделах

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

Введение.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого., и от того, каковы эти воздействия -благоприятные или нет,зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплений здоровья ребёнка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.

Приходить в садик с чистыми руками – это гигиеническое или общекультурное правило?

Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в сад больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путём внушения, систематического воспитания.

Гигиенические факторы:

- режим;

- питание;

- гигиенические процедуры.

2. Средства физического воспитания :

- закаливание (специальные меры закаливания, беседы) ;

- физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры)

1.2. Основные правила личной гигиены детей.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене.

Личная гигиена – это уход за своим телом и содержаний его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Вот какие навыки необходимы соблюдать самому и привить ребё нку в процессе умывания:

К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.

Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, чтобы ребёнок без труда смог его достать.

Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майки.

Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из – под крана. Руки следует намыливать один – два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей.

Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.

После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем.

У каждого ребёнка должно быть своё полотенце. Если полотенце, после того как им вытирались, остаётся чистым, значит, ребёнок умылся хорошо.

Ребёнок должен научится самостоятельно мыть лицо, уши и руки до локтя.

Необходимо приучить ребёнка перед сном мыть ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытьё ног, ношение грязных носков, колгот способствует появлению прелостей и потёртостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. Бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Колготы и носки менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки. Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют для ребёнка не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

Всё тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтоб снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно тёплой водой, натирать тело мочалкой с мылом, После мытья следует одеть чистое бельё.

Очень тщательно нужно промывать волосы т. к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. По этому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчёсывать только своей и обязательно чистой расчёской. Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в две недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь. Удалить которую трудно. Кроме того такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти признак неаккуратного и неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в каком случае ногти нельзя грызть. Особенно важно следить за чистотой рук. Ребёнку нужно объяснить, что руками он берё т различные предметы: карандаш, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак, берётся за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам и крючкам и т. д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазу и она остаётся на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т. д.) то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. По этому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, игра с животными и т. д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Очень важно устранить болезни, вызывающие затруднённое дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких например, как сосать пальцы, грызть твёрдые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т. д.). Для удаление частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть фруктов, овощей, чёрного хлеба, творога и пить молоко. Необходимо приучать ребёнка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребёнка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что крайне вредно. Ребёнка нужна научить быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щётками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Так придя с улицы одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щётки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить изолированно в специальном месте (вешалка, шкаф и т. д.) недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Ребёнок легко поддаётся воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. По этому необходимо использовать эти свойства ребёнка при привитии детям гигиенических навыков (своевременное мытьё рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды. Для этого широко практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур. Закрепление этих навыков происходит быстрее, если по времени они совпадают с очередными режимными моментами (чистка зубов перед сном, полоскание рта после еды и т. д.). Большое значение имеет личный пример взрослых которым дети обычно подражают и уважительное отношение к ним. Дети должны иметь возможность обращаться за разъяснениями при возникновении каких-либо вопросов к близким взрослым. Для этого необходимы дружба и откровенность с воспитателем.

Дети хорошо слушают рассказы, стихотворения, смотрят картинки, диапозитивы, плакаты, с большим интересом воспринимают детские фильмы, постановки кукольного театра на гигиенические темы.

Разнообразные игры, особенно с куклами, помогают воспитанию гигиенических навыков. Этому способствует и посильная помощь взрослым по хозяйству.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.

Соблюдение правил личной гигиены является важным аспектом здорового образа жизни ребенка. Культурно-гигиенические навыки, привитые ребенку с раннего детства, определяют его дальнейшее существование, а порой и отношение к нему других людей.

По проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей школьного возраста.

С целью более эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста требуется совместная работа в этом направлении родителей и воспитателей.

Если дети выполняют элементарные обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправным членами детского общества и осознают себя, как часть коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

Ребё нок узнает цену заботы о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких ПРИМЕР:

-дети стремятся самостоятельно вынести мусор,

-помогают в завязывании шнурков,

-постоянно заботятся о чистоте тела,

-внутренняя потребность и забота об опрятности в одежде,

-соблюдают гигиенические правила.

Дети после обучения уже сами знают об изменении сезонной одежды:

Зимой надеваем варежки, шапки, куртку, шарф.

Оделся можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться рисовать.

Перед сном без напоминания чистят зубы.

Обслуживая себя, дети проявляют физические и умственные усилия.

Самообслуживание является основным видом труда ребенка.

При формировании навыков самообслуживания появляется меньшая зависимость от взрослых, уверенность в своих силах, желание преодолевать препятствия.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации.

Закрепление навыков самообслуживания способствует созданию специальной материальной среды. В постоянном пользовании детей должны быть вещи необходимые им для самообслуживания: зубная щетка, паста, мыло, шампунь, крем для обуви. Щетка для одежды и т. д.

Труд по самообслуживанию дополняет внутреннюю культуру ребенка : ребенок стремится быть полезным, не обременяя окружающих.

Публикации по теме:

Картотека бесед и дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей (младшая группа) Картотека бесед и дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей (младшая группа) БЕСЕДА «ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».

Картотека игр по формированию культурно — гигиенических навыков у детей 2–3 лет Игра-занятие «Кукла Катя проснулась». Задачи: закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли,.

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Поможем Катюше» .

Конспект открытого мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Чистые ладошки» Конспект открытого мероприятия Формирование культурно - гигиенических навыков. " Чистые ладошки " Воспитатель Маслова Е. А. г. Новокуйбышевск.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста «Чистые зубки» Цель: создать условия для формирования понятия «Личная гигиена». Задачи: - формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических.

Лэпбук по формированию культурно-гигиенических навыковЛэпбук по формированию культурно-гигиенических навыков Паспорт лепбука Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом и навыков самообслуживания у детей старшего.

Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей первой младшей группыПроект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей первой младшей группы Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 1 младшей группы. Актуальность: С раннего.

«Водичка, водичка». Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Водичка, водичка…» Срок реализации: 2 недели. Тип проекта: познавательно- исследовательский. Участники: воспитатель, родители, дети.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Мы-чистюли» Филиал №1 «Соловушка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №120 г. Пензы «Аистенок» Проект по.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «В гостях у Мойдодыра» Краткосрочный проект «В гостях у Мойдодыра» Срок реализации: краткосрочный (ноябрь 2018г). Вид проекта: практический. Тип проекта: игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенически навыков у детей
Опубликовано: 19 мая 2019 в 16:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД