Букова Наталья Петровна
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
воспитатель Букова Н. П.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.» (А. Г. Асмолов)
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А. С.)
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. В свой работе активно использую следующие технологии:
Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования :
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
Исходя из выше сказанного были определены цели и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Челябинска, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работу по ранней профориентации дошкольников выстраиваю с учё том следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента.
В своей деятельности использую основные формы работы по профориентации дошкольников :
- совместная деятельность;
- занятия;
- интегрированные занятия;
- экскурсии;
- игры;
- праздники;
- развлечения;
- совместная деятельность с родителями воспитанников;
- встреча с интересными людьми.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
В нашем детском саду также ведется работа по профориентации. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессии родителей и людей хорошо знакомых, чей труд ребенок наблюдает изо дня в день.
В рамках Основной образовательной программы, проводим цикл под названием «Встреча с интересными людьми». Дети уже знакомились с профессиями врача-стоматолога, учителя. В этом году на нашей встрече присутствовал воспитатель нашего детского сада Вера Григорьевна. Вера Григорьевна много лет работает с детьми. Она прекрасно рисует, фотографирует, пишет стихи. В интересной форме Вера Григорьевна рассказала о работе в своей группе. Вера Григорьевна творческий человек, увлекается рукоделием: вяжет крючком, на спицах, вышивает. Дети с интересом занимаются рукоделием, они уже многому научились, с удовольствием вяжут крючком, вышивают.
Совместно с родителями и детьми ею создан в группе музей рукоделия «Чудо нить». После беседы мы с детьми ходили на экскурсию в музей. Вера Григорьевна вместе с детьми из своей группы выступили в роли гида и фотокорреспондента. Рассказали много интересного о истории рукоделия, показали экспонаты музея: самовар с чашечками, овощи, фрукты, сказочных персонажей и многое другое. Дети с удовольствием фотографировались с удивительными поделками. Родителям дети с восторгом рассказали о нашей беседе и экскурсии. Благодаря полученным знаниям у детей появилось желание научиться вязать, вышивать. А у девочек нашей группы появилось желание стать воспитателем. Благодаря творческому подходу Веры Григорьевны дети узнали какая интересная, нужная, но трудная профессия - воспитатель. Как много нужно знать и уметь.
В рамках мероприятий по профориентации детей проведено интегрированное занятие на тему «Ознакомление с трудом взрослых. Профессия «Кондитер».
Литература
1. О. В. Дунаева, Т. А. Ерыкалова, Н. А. Егорова журнал «Современные научные исследования» выпуск №3.
2. Антонова М. В., Гришноева И. В. «Журнал современных наукоемких технологий».
3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М. : Сфера, 2005.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев».
Подготовила:
Воспитатель Букова Н. П.
Конспект НОД
Познавательное развитие (расширение кругозора) в подготовительной группе (интегрированное)
Тема «Ознакомление с трудом взрослых. Профессия «Кондитер»
Программное содержание:
1) закрепить и уточнить понятие «профессия»;
2) закрепить представления детей об известных профессиях (врача, учителя, повара);
3) расширить знания о менее известной профессии (кондитер);
4) воспитывать чувство уважения к труду взрослых людей разных профессий, вызвать желание учиться, приобретать знания;
5) совершенствовать навыки в работе с соленым тестом.
Словарная работа:
Обогащение: бисквитное, кренделек, ларингоскоп.
Активизация: кондитерская фабрика, каравай, кондитерский шприц.
Индивидуальная работа:
Продолжать учить Лизу С., Семена М. отвечать полным ответом, используя распространенные предложения. У Даши Ш., Вики А. закрепить навыки использовать знакомые приемы лепки (прищипывание, вытягивание, примазывание).
Оборудование: игрушка динозаврик Сластена, «волшебная» палочка, стихи для чтения детей, карточки с изображением профессий, карточки с изображениями предметов, необходимых для данных профессий, соленое тесто, карточки с изображениями кондитерских изделий, карточка с изображением кондитера.
Предварительная работа:
- беседа «Откуда пришел хлеб на стол»;
- чтение В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
- загадывание загадок;
- заучивание пословиц;
- просмотр мультфильма «Сластена на кондитерской фабрике».
Орг. момент:
Раздается стук в дверь, воспитатель и дети находят возле двери конверт. Воспитатель предлагает детям открыть конверт и прочитать (читает ребенок).
«Дорогие дети, я знаю что вы любите смотреть мультфильмы, поэтому меня вы хорошо знаете, я из мультфильма «Сластена на кондитерской фабрике». Вы хотите отправиться в путешествие на Планету профессий и узнать много интересного? С помощью волшебных слов «Раз, два, три, лети» мы переместимся на сказочную Планету профессий».
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихи о профессиях.
Профессии бывают разные
Все они очень важные:
Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр,шахтер.
Все профессии важны
Для нашего города все нужны.
На Планете Профессий я предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Для этого я предлагаю разделиться на две команды. Одна команда берет карточки с изображением профессии, а другая команда берет карточки с изображением предметов, необходимых для этой профессии (врач – белый халат, ларингоскоп; учитель – доска с указкой; продавец – касса). По сигналу дети должны найти свою пару, кто быстрее найдет, тот победитель.
В: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Продолжим путешествие! Сластена предлагает вспомнить «сладкие» профессии или профессии, связанные с продуктами.
Дети называют повар, пекарь.
Воспитатель предлагает отгадать загадки:
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток. (Шоколад)
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими.
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками. (Конфеты)
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре. (Пирожное)
Сверху - ромбиком узоры,
А начинка в них внутри.
Быстро чайные приборы
В кухне с полочки бери.
Их мы к чаю предлагаем
Деду и младенцу.
И в их честь мы называем
Часто полотенце. (Вафли)
Я в стаканчике дрожу,
Будто я боюсь.
На десерт вам предложу
Свой приятный вкус. (Желе)
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряники)
В: Ребята, как называется профессия людей, кто готовит нам все эти сладости?
Дети отвечают кондитер. Если затрудняются, воспитатель подскажет детям.
В: А сейчас я познакомлю вас с профессией, которая называется повар – кондитер.
Посмотрите на картинку.
Повар – кондитер - это человек, который готовит, выпекает, а потом украшает пирожные, торты, печенья, пряники.
Профессия кондитера очень интересная, творческая, и в то же время сложная, требует много терпения.
Вы наверное были в кафе, или покупали в магазине вкусные пирожные и торты. Замечали, как их красиво украшают? В магазинах продаются разные виды печенья и пряников. Это всё изготавливает – кондитер!
У повара – кондитера как и у повара есть специальная одежда, которую он одевает приходя на работу. Это – халат, фартук, колпак или косынка. Как вы думаете, для чего ему нужна такая одежда?
Д: Чтобы не испачкаться самому, не испачкать свою одежду, и чтобы волосы не упали в еду.
В: Провар – кондитер большой мастер. Но у него есть рабочие инструменты, которые помогают ему изготавливать разные вкусности. Давайте рассмотрим инструменты необходимые для работы кондитера: скалка, разделочные доски, разные формочки, лопатки, миксер, венчик, кондитерский шприц.
В: Ребята, а вы хотели бы научиться также готовить как кондитеры?
Воспитатель предлагает детям стать волшебниками-кондитерами и самим сделать пирожное и торты.
В: Готовить мы сегодня будем из соленого теста. Из него можно слепить все что угодно: пирожное, тортики, крендельки, прянички.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, придумать свое изделие и начать работу.
В завершении работы воспитатель с детьми рассматривает изделия.
Воспитатель напоминает, что пора возвращаться в детский сад, а в своей группе, когда изделия высохнут, разукрасить их и подарить детям младшей группы.
Воспитатель произносит волшебные слова и дети снова оказались в детском саду.
Итог. Рефлексия.
В: Я вас поздравляю с возвращением в детский сад.
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что вызвало затруднения?
Ответы детей.
В: Я надеюсь мы еще несколько раз побываем на Планете профессий.