Папки-передвижки

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Букова Наталья Петровна
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила:

воспитатель Букова Н. П.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.» (А. Г. Асмолов)

Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)

В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А. С.)

Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. В свой работе активно использую следующие технологии:

Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования :

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.

Технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Исходя из выше сказанного были определены цели и задачи работы по ранней профориентации детей.

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи:

– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Челябинска, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;

– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Работу по ранней профориентации дошкольников выстраиваю с учё том следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента.

В своей деятельности использую основные формы работы по профориентации дошкольников :

- совместная деятельность;

- занятия;

- интегрированные занятия;

- экскурсии;

- игры;

- праздники;

- развлечения;

- совместная деятельность с родителями воспитанников;

- встреча с интересными людьми.

В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.

В нашем детском саду также ведется работа по профориентации. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессии родителей и людей хорошо знакомых, чей труд ребенок наблюдает изо дня в день.

В рамках Основной образовательной программы, проводим цикл под названием «Встреча с интересными людьми». Дети уже знакомились с профессиями врача-стоматолога, учителя. В этом году на нашей встрече присутствовал воспитатель нашего детского сада Вера Григорьевна. Вера Григорьевна много лет работает с детьми. Она прекрасно рисует, фотографирует, пишет стихи. В интересной форме Вера Григорьевна рассказала о работе в своей группе. Вера Григорьевна творческий человек, увлекается рукоделием: вяжет крючком, на спицах, вышивает. Дети с интересом занимаются рукоделием, они уже многому научились, с удовольствием вяжут крючком, вышивают.

Совместно с родителями и детьми ею создан в группе музей рукоделия «Чудо нить». После беседы мы с детьми ходили на экскурсию в музей. Вера Григорьевна вместе с детьми из своей группы выступили в роли гида и фотокорреспондента. Рассказали много интересного о истории рукоделия, показали экспонаты музея: самовар с чашечками, овощи, фрукты, сказочных персонажей и многое другое. Дети с удовольствием фотографировались с удивительными поделками. Родителям дети с восторгом рассказали о нашей беседе и экскурсии. Благодаря полученным знаниям у детей появилось желание научиться вязать, вышивать. А у девочек нашей группы появилось желание стать воспитателем. Благодаря творческому подходу Веры Григорьевны дети узнали какая интересная, нужная, но трудная профессия - воспитатель. Как много нужно знать и уметь.

В рамках мероприятий по профориентации детей проведено интегрированное занятие на тему «Ознакомление с трудом взрослых. Профессия «Кондитер».

Литература

1. О. В. Дунаева, Т. А. Ерыкалова, Н. А. Егорова журнал «Современные научные исследования» выпуск №3.

2. Антонова М. В., Гришноева И. В. «Журнал современных наукоемких технологий».

3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М. : Сфера, 2005.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев».

Подготовила:

Воспитатель Букова Н. П.

Конспект НОД

Познавательное развитие (расширение кругозора) в подготовительной группе (интегрированное)

Тема «Ознакомление с трудом взрослых. Профессия «Кондитер»

Программное содержание:

1) закрепить и уточнить понятие «профессия»;

2) закрепить представления детей об известных профессиях (врача, учителя, повара);

3) расширить знания о менее известной профессии (кондитер);

4) воспитывать чувство уважения к труду взрослых людей разных профессий, вызвать желание учиться, приобретать знания;

5) совершенствовать навыки в работе с соленым тестом.

Словарная работа:

Обогащение: бисквитное, кренделек, ларингоскоп.

Активизация: кондитерская фабрика, каравай, кондитерский шприц.

Индивидуальная работа:

Продолжать учить Лизу С., Семена М. отвечать полным ответом, используя распространенные предложения. У Даши Ш., Вики А. закрепить навыки использовать знакомые приемы лепки (прищипывание, вытягивание, примазывание).

Оборудование: игрушка динозаврик Сластена, «волшебная» палочка, стихи для чтения детей, карточки с изображением профессий, карточки с изображениями предметов, необходимых для данных профессий, соленое тесто, карточки с изображениями кондитерских изделий, карточка с изображением кондитера.

Предварительная работа:

- беседа «Откуда пришел хлеб на стол»;

- чтение В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;

- загадывание загадок;

- заучивание пословиц;

- просмотр мультфильма «Сластена на кондитерской фабрике».

Орг. момент:

Раздается стук в дверь, воспитатель и дети находят возле двери конверт. Воспитатель предлагает детям открыть конверт и прочитать (читает ребенок).

«Дорогие дети, я знаю что вы любите смотреть мультфильмы, поэтому меня вы хорошо знаете, я из мультфильма «Сластена на кондитерской фабрике». Вы хотите отправиться в путешествие на Планету профессий и узнать много интересного? С помощью волшебных слов «Раз, два, три, лети» мы переместимся на сказочную Планету профессий».

Ход занятия:

Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихи о профессиях.

Профессии бывают разные

Все они очень важные:

Повар, плотник и шофер,

Педагог, маляр,шахтер.

Все профессии важны

Для нашего города все нужны.

На Планете Профессий я предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Для этого я предлагаю разделиться на две команды. Одна команда берет карточки с изображением профессии, а другая команда берет карточки с изображением предметов, необходимых для этой профессии (врач – белый халат, ларингоскоп; учитель – доска с указкой; продавец – касса). По сигналу дети должны найти свою пару, кто быстрее найдет, тот победитель.

В: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Продолжим путешествие! Сластена предлагает вспомнить «сладкие» профессии или профессии, связанные с продуктами.

Дети называют повар, пекарь.

Воспитатель предлагает отгадать загадки:

В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

Он живет в своей фольге,

Быстро тает он в руке.

Очень вкусен, очень сладок,

Мажет мордочки ребяток. (Шоколад)

Мы в кондитерской шуршим

Фантиками яркими.

И на праздник мы хотим

К вам попасть с подарками. (Конфеты)

Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает с сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает - крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре. (Пирожное)

Сверху - ромбиком узоры,

А начинка в них внутри.

Быстро чайные приборы

В кухне с полочки бери.

Их мы к чаю предлагаем

Деду и младенцу.

И в их честь мы называем

Часто полотенце. (Вафли)

Я в стаканчике дрожу,

Будто я боюсь.

На десерт вам предложу

Свой приятный вкус. (Желе)

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники)

В: Ребята, как называется профессия людей, кто готовит нам все эти сладости?

Дети отвечают кондитер. Если затрудняются, воспитатель подскажет детям.

В: А сейчас я познакомлю вас с профессией, которая называется повар – кондитер.

Посмотрите на картинку.

Повар – кондитер - это человек, который готовит, выпекает, а потом украшает пирожные, торты, печенья, пряники.

Профессия кондитера очень интересная, творческая, и в то же время сложная, требует много терпения.

Вы наверное были в кафе, или покупали в магазине вкусные пирожные и торты. Замечали, как их красиво украшают? В магазинах продаются разные виды печенья и пряников. Это всё изготавливает – кондитер!

У повара – кондитера как и у повара есть специальная одежда, которую он одевает приходя на работу. Это – халат, фартук, колпак или косынка. Как вы думаете, для чего ему нужна такая одежда?

Д: Чтобы не испачкаться самому, не испачкать свою одежду, и чтобы волосы не упали в еду.

В: Провар – кондитер большой мастер. Но у него есть рабочие инструменты, которые помогают ему изготавливать разные вкусности. Давайте рассмотрим инструменты необходимые для работы кондитера: скалка, разделочные доски, разные формочки, лопатки, миксер, венчик, кондитерский шприц.

В: Ребята, а вы хотели бы научиться также готовить как кондитеры?

Воспитатель предлагает детям стать волшебниками-кондитерами и самим сделать пирожное и торты.

В: Готовить мы сегодня будем из соленого теста. Из него можно слепить все что угодно: пирожное, тортики, крендельки, прянички.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы, придумать свое изделие и начать работу.

В завершении работы воспитатель с детьми рассматривает изделия.

Воспитатель напоминает, что пора возвращаться в детский сад, а в своей группе, когда изделия высохнут, разукрасить их и подарить детям младшей группы.

Воспитатель произносит волшебные слова и дети снова оказались в детском саду.

Итог. Рефлексия.

В: Я вас поздравляю с возвращением в детский сад.

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

- Что вызвало затруднения?

Ответы детей.

В: Я надеюсь мы еще несколько раз побываем на Планете профессий.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Фотозарисовка «Чудесная ранняя осень в Краснодаре»Фотозарисовка «Чудесная ранняя осень в Краснодаре» Уважаемые коллеги! Как же красива и чудесна осень! Мне очень созвучно стихотворение Б. Пастернака, где он сравнивает осень с выставкой.

Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна»Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.

НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички» Организованная образовательная деятельность. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Профориентация с детского сада. «Фармацевт»Профориентация с детского сада. «Фармацевт» Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес.

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям,.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 21:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Букова Наталья Петровна (УИ 2859046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД