МААМ-картинки

Расширение представлений детей об основах экономической культуры средствами художественной литературы и развития речи

Елена Истратова
Расширение представлений детей об основах экономической культуры средствами художественной литературы и развития речи

Экономика — это особый мир. Он сложен, интересен и загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономики невозможно.

Ввести дошкольника в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего – быт семьи. Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт.

Публикация «Расширение представлений детей об основах экономической культуры средствами художественной литературы и развития речи» размещена в разделах

Очень часто в речи детей можно слышать слова : «реклама», «валюта», «обмен», «бизнесмен», «рынок» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Поэтому одними из главных задач экономического воспитания детей являются :

• уточнение, расширение и активизация «экономического» словаря,

• формирование умения согласовывать «новые» для детей экономические термины между собой и с другими словами в предложении,

• формирование умения поддержать диалог на экономическую тему (педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения; развивается речь объяснительная и доказательная,

• формирование умения составить рассказ, сказку.

Формы работы: знакомство детей с экономическим словариком, беседа, пересказ, рассказ, знакомство с пословицами, поговорками, считалками, загадками по данной теме (см. Приложение).

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует художественная литература.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В «экономическую» библиотеку для дошкольников входят следующие произведения: «Федорино горе» и «Муха-цокотуха» К. И. Чуковского, «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева, «Откуда стол пришёл?» С. Маршака, «Экономика для малышей» Л. Кнышевой и другая занимательная литература.

Не надо забывать и о сказках. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

• Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• Пробуждает фантазию, творческую активность;

• Способствует пониманию внутреннего мира людей;

• Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

• Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :

Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки о потребностях и возможностях:

• Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

• А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

• К. И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»

• А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

• К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

• К. И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

• В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

• К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»

• Г. Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

• Народные сказки «Лиса и козёл»

• Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»

• Ш. Перро «Кот в сапогах»

• С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Сказки о купле – продаже:

• Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

• С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями :

• Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;

• Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;

• Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;

• Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх : Пособие для воспитателей»;

• Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Проблемные ситуации на основе известных сказок :

1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:

o О каком доме идёт речь?

o Что такое сберегательный банк?

2. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид – где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:

o Что придумал Карабас-Барабас?

o Выгодно ли продавать товар со скидкой?

3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:

o Какой материал самый дешёвый?

o Какой самый прочный?

o Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?

4. Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:

o Почему Коза огорчилась?

o Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?

5. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:

o Как жители королевства узнали о новом салоне?

o Что такое реклама?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экономический словарик для детей

(краткий словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста)

АВАНС — деньги (часть заработной платы, которые выплачивают до окончания всей работы.

БАНК — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг.

БАНКИР — управляющий или владелец банка.

БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.

БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.

БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его окружает.

БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.

ВАЛЮТА — деньги других стран.

ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них стоимостью.

ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические знаки как средство покупки товаров или оплаты услуг.

ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.

ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием (обязательством) вернуть в определенный срок.

ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других государствах.

ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.

ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.

ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).

ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.

МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством, организует его.

МОНЕТА — металлический денежный знак.

НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.

ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг определенного возраста.

ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно важные потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ — то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.

РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.

РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о достоинствах товаров и услуг с целью продажи.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.

СПОНСОР — человек (или предприятие, который помогает деньгами отдельным людям или группам людей в осуществлении какого- либо мероприятия и не требует возврата своих денег.

СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.

СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.

ТОВАР — изделие, вещь, которые продаются, покупаются или обмениваются.

ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.

УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.

ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.

ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов.

Пословицы и поговорки по экономическому воспитанию

Долг платежом красен.

Хороший товар сам себя хвалит.

Не солгать, так и не продать.

Товар места не пролежит.

Ты с запросом, а я с подачей.

С прибытку голова не болит.

Товар лицом продают.

Без счёту и денег нету.

Цена хороша, а не будет барыша.

Не бойся убытка, так придут барыши.

В торгу друг, кто деньги платит.

Экономические загадки-добавлялки :

На товаре быть должна обязательна (цена)

Коль трудиться круглый год, будет кругленьким…. (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без … (рекламы)

Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке, сбереженья ваши в (банке)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой. (вклад)

И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)

На рубль – копейки, на доллары – центы, Бегут - набегают в банке. (проценты)

Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)

Считалки

АТЫ-БАТЫ

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

КОТИК

Шел котик по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечке –

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять, -

Выходи, тебе искать!

КОШКА

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

Села кошка на такси,

А котята, прицепились

И бесплатно

Прокатились!

ПИРОЖОК

За стеклянными дверями

Сидит мишка с пирогами.

- Мишка, мишенька, дружок!

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок-то по рублю,

Выходи, кого люблю!

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

«Ты, слуга, подай карету,

А я сяду и поеду,

Ты, слуга, подай метлу,

Я в карете подмету.

Ты, слуга, подай лимон

И выкатывайся вон».

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам друг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам, обжора, не ходи».

Ну-ка, Митенька, води.

Раз, два, три, четыре,

Жили мышки на квартире.

Чай пили,

Чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить –

Тому и водить!

На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

Шла лисичка по базару,

чтоб купить себе товару,

продавал медведь товар

и рычал на весь базар:

торопись товар купить,

опоздал - тебе водить!

Сели ёжики в кружок,

делят вкусный пирожок:

дольку зайцу, дольку мишке,

дольку белке, дольку мышке.

Разделили пирожок,

а тебе водить, дружок!

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной выразительной речи у детей средствами произведений художественной литературы Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех.

Нравственное воспитание дошкольников 4–5 лет средствами художественной литературы Испокон века книга растит человека. Русский народный фольклор. Понятие «нравственность» включает в себя представления о морали, идеале,.

Развитие речи детей посредством художественной литературыРазвитие речи детей посредством художественной литературы .

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы .

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Обращение к духовно-нравственным традициям средствами народной художественной культуры ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Гонюкова Н. Н. "Воспитание, если оно не хочет быть.

Развитие личности дошкольника средствами художественной литературы и фольклора Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств.

Чтение художественной литературы как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей Обрати своё сердце к книгам… «Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времён и народов!» Л. Н. Толстой В наш век новых.

Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы на 2018–2019 [bАктуальность проблемы В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования. Повышение.

Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников через чтение художественной литературы Чтение художественной литературы является самым доступным средством для духовно-нравственного развития ребёнка, которое используют и педагоги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Расширение представлений детей об основах экономической культуры средствами художественной литературы и развития речи
Опубликовано: 28 сентября 2019 в 21:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД