Татьяна Мастихина
Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дошкольники являются математические. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.). Сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно дети разрешают возникающие задачи. Таким образом, уже в младшем возрасте дети знакомятся с математическим содержанием, где они овладевают элементарными количественными представлениями, что является одним из важных направлений работы воспитателя в дошкольном учреждении.
Публикация «Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
В современных документах, регулирующих деятельность воспитателя (ФГОС ДО) обоснована значимость познавательного развития ребёнка, что представляет формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о количестве, числе, части и целом, и др.) что относится к математическому развитию, в том числе формированию количественных представлений.
Обучение количественным представлениям детей дошкольного возраста не представляется без использования занимательных игр, задач-шуток и разнообразных форм художественных произведений математического содержания. При этом несложный занимательный математический материал определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизация умственной познавательной деятельности, заинтересованности математическим материалом, способностью увлечь и развлечь детей, развитием ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, упражнение в применении их в разных видах деятельности.
Цель: повышение эффективности формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений. Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления. Количественная характеристика предметных групп осознаётся ребёнком и в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами.
Существуют множество различных средств, с помощью которых дети овладевают математическим содержанием. Ведущим является дидактическая игра, но на наш взгляд, не менее ценным является художественная литература, которая является основой занимательного материала.
В нашем учреждении считается, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, стихов, считалок, скороговорок и поговорок с математическими элементами, задач в стихотворной форме, задач-шуток и т. д. Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который используется нами в работе с детьми.
Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности художественного слова как средства воспитания и обучения детей.
Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью использования художественной литературы делает эту проблему в настоящее время актуальной.
Проведя работу по данной проблеме мы предлагаем вниманию для воспитателей организацию работы по формированию количественных представлений на основе занимательного материала.
.Работая по данной теме мы разработали принципы оборота фольклорного материала, способствующего математическому развитию дошкольников, вы их видите на слайде:
• фольклорная форма должна иметь математическое содержание;
• математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;
• фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;
• словарный материал фольклора должен быть понятен детям.
После прочтения художественного литературного произведения предложить отразить полученную информацию математического содержания в рисунке или другой продуктивной форме.
Так же вашему вниманию представлены рекомендации работы по данной теме для воспитателей:
• Включение литературного произведения в образовательную деятельность математического содержания не является самоцелью, оно должно органично вписываться в конспект деятельности и адекватно решать поставленные математические задачи;
• Литературный материал, как правило, включается в образовательную деятельность как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если эта деятельность носит сюжетный, игровой характер;
• Перед включением художественного слова в образовательную деятельность следует уточнить, знают ли дети, используемые в нем слова, понятны ли они им по смыслу;
• Считалки могут применяться для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом, поэтому делает изучение математического содержания, увлекательным и быстрым в освоении.
Занимательные загадки, математические вопросы задач-шуток способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. И работа над ними содействует развитию логического мышления, приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть – ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами
“Теремок” поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., а и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.
“Колобок” и “Репка” особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?
Художественные произведения, подобранные нами рекомендуем применять в любой форме образовательной деятельности.
Заключение:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Познание – один из наиболее трудных областей знаний и умений. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Вашему вниманию мы представили одну сторону математического развития – формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста, в содержание которых входит: обучение детей счетной деятельности, образованию чисел, ознакомлению с числом и целым, с вычислительными действиями, с арифметической задачей, с составом числа из единиц.
Существует много средств формирования количественных представлений. Однако, детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок и других литературных произведений, т. к. данный материал позволяет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу. Занимаясь с этим материалом, т. е. включая художественную литературу как средство образования ребёнка, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
И подобранный нами материал позволит более эффективно решать образовательные задачи, направленные на формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Беженова М. «Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. Беженова – М. : Эксмо, 2009.
2. Белошистая А. В. «Я считаю и решаю!» [ Текст] / А. В. Белошистая Уникальная методика обучения математике. Книга 3. 5-6 лет, 2007 г.
3. Волчкова В. Занимательный счёт. [ Текст] / Волчкова В. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1.
4. Толкачева, М. Ю. Стожарова, Н. П. Шихова, Е. В. Соболева/ Сост. И общая ред. Т. И. Ерофеевой–М. : «Воспитание дошкольника», 2002.
5. Кузнецова Е. В. «Учимся, играя» Занимательная математика для малышей в стихах. – [ Текст] / Е. В. Кузнецова - М. : ИРИАС, 2006.
6. Маршак С. Я. «Веселый счет» [Текст]/С. Я. Маршак – М., "АСТ" 2014.
7. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [ Текст ] / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : «Мозаика-Синтез».-2008.
8. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников» [ Текст] / 3. А. Михайлова. - М. :СПб., 2001.
9. Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных матема. тических представлений и речи у дошкольников [ Текст] / Н. В. Нищева– СПб. : Детство - Пресс, 2008.
10. Петерсон Л. Г., «Раз – ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 5-6 лет. Часть 1: Серия: Дошкольная подготовка :
11. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина - Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
12. Прейсен А. «Про козленка, который умел считать до десяти» [Текст] / А. Прейсен – М., "АСТ", ISBN 5-17-009188-5.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой [ Текст] / М. : Мозаика,2006.
14. Репина Г. А. «Математическое развитие дошкольников» :
Современные направления [ Текст] / Репина Г. А. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
15. Соколова Е. И.» Веселая математика для самых маленьких» - [ Текст] / Е. И. Соколова. - М. : Академия, 2010.
16. Формирование элементарных математических
представлений в детском саду» Программа
и методические рекомендации для занятий с детьми
2-7лет [ Текст] / Мозаика - Синтез Москва 2008.