МААМ-картинки

Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Евгения Ковалевская
Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Ковалевская Е. В.

МБДОУ г. Мурманска № 140.

Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Ее воспитательная функция осуществляется силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения, определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с ранних лет и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Публикация «Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах

Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, а так же является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Фольклор оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю, помогает выстроить доверительные отношения, потому что с педагогом становится интересно проводить время.

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и прибаутки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к природе, уважению к старшим, дружелюбию, чувству сопереживания. Педагогическая задача жанра – весело учить этике, развивать. Картина жизни – то, что ребенок должен представить и усвоить в процессе изучения текста. Задача – в шуточной форме донести ребёнку что такое “хорошо” и что такое «плохо». Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше культурное сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Когда ребенка учат каким-либо действиям, потешка чаще всего мешает, отвлекая его от того, что показывает взрослый, но когда вырабатываются навыки, привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее эффективный способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возникают в процессе неоднократного повторения потешки. Приучая детей регулярно мыть руки, можно читать потешки «Водичка, водичка», «Ай, лады, не боимся мы воды» и др. Известно, дети, знающие потешку «водичка.» с раннего возраста, с удовольствием повторяют ее в более старшем возрасте, когда умываются сами или помогают умываться малышам, а также играя с куклами. Положительные эмоции малыши испытывают, слыша слова: «Чтобы глазки блестели, чтобы смеялся роток». Они четко выполняют последовательность действий: моют глазки, щечки. и громко смеются! В таких потешках, как «Идет коза рогатая.», «Ладушки-ладушки.» и др. тоже заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать все до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые ее приготовили. Создавать положительный эмоциональный фон во время приема пищи помогают игры с при говорками «Мяу, - киска говорит, - вот и я пришла. Киске в миску отольем, веселее пить вдвоем!» Среди богатства народного творчества особую культурно-интеллектуальную роль играют сказки. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.

Самые маленькие дети в возрасте до трех лет только учатся слушать и понимать сказки. Сказки для такого возраста должны сопровождаться иллюстрацией или игрушкой.

Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием. Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь. В процессе чтения развиваем интеллект различными способами. Например можно попросить малыша найти грустные слова, ласковые, сказочные, веселые. К каждому герою можно придумать слово и охарактеризовать его им. Поиграть в игру «Лишнее слово» или «Лишний герой», то есть во время чтения придумать еще одного героя, вставить ненужное слово, а ребенок пусть найдет его. Можно проиграть сказку, попытаться понять, какие эмоции каждый герой испытывает. После прочтения, можно нарисовать сцену из сказки, слепить героев или целую сценку, поставить пьесу в кукольном театре, посмотреть мультфильм по этой сказке, обменяться мнениями после его просмотра. Вариантов много, главное - желание помочь малышу в познании мира.

Развитие у детей как в раннем, так и старшем дошкольном возрасте имеют огромное значение для дальнейшего их будущего. Поэтому на этом этапе развития ребенок должен получить все необходимые составляющие для дальнейшей полноценной жизни. Нужно иметь в виду, что главное условие развития интеллектуальных способностей это получение удовольствия от процесса познания. Если же знания будут «вдалбливать», или ребенок будет выполнять задания за вознаграждение, как сейчас стало модно у родителей, результата не будет. Да, малыш заучит нужное, усвоит, но это не будет иметь отношения к развитию способностей.

Ко всем перечисленным особенностям фольклора необходимо добавить ещё одну. Фольклор – не только самая национальная, но и самая интернациональная форма искусства. Почти все сказочные сюжеты относятся к числу «бродячих», совпадающих в фольклоре многих стран и народов. В узбекских, татарских, скандинавских сказках есть свой «Колобок», как и в литовских, шведских, испанских - своя «Репка», в турецких, индийских, арабских - своя «Царевна-лягушка». И Емеля, и Алёнушка с братцем Иванушкой, и Снегурочка, и Крошечка - Хаврошечка - все эти сказочные образы тоже совпадают.

Как правило, дети знают множество разнообразных сказок, но мало кто догадывается, что все они относятся к одной из двух групп. Первая включает в себя фольклорные сказки. Особенность таких произведений в том, что они создаются с течением времени, путем пересказа вымышленной истории одного человека к другому. Это устное творчество, хотя оно и может быть записано. Несмотря на то, что сказка, как и разнообразные былины и легенды, является фольклором, она противопоставляется «достоверным» фольклорным произведениям, так как отталкивается от вымысла. Второй вид данного жанра – это литературная сказка. Она, как и фольклорная, относится к эпическим произведениям. Она также опирается на народное творчество, однако имеет конкретного автора. Такие истории не были распространены до непосредственной публикации, и у них нет вариативности сюжета. Литературный вид может подражать фольклорному в своём стиле написания, а также может являться дидактическим произведением, основанным на народном сюжете. В общем, можно сказать, что фольклорная сказка – это предшественник литературной. И те и другие могут иметь дидактический и психотерапевтический характер.

Можно выделить общие для всех сказок важные развивающие идеи :

1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея – важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т. е. для морально-нравственное развития.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

6. Сказки про животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает развивающее и воспитывающее влияние на малыша, обогащает его. Народный фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

В последние годы в дошкольных образовательных организациях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. В различных видах деятельности дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным и самостоятельным участником процесса познания.

Список литературы :

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.

2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. – 2-е изд. стереотип. – М., 2002.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей (3-7). – М., 2000.

4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М., 2005.

5. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. – М., 2002.

6. Лавлинский С. П. Технология литературного образования : Коммуникативно-деятельностный подход. - М., 2003.

7. Минералова И. Г. Детская литература. М., 2002.

8. Первова Г. М. Введение в детскую литературу. - Тамбов, 1999.

9. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя дет. Сада. – М. ,1993.

10. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 1998.

11. https://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestvenaja-literatura-kak-sredstvo-vsestoronego-razvitija-doshkolnika.html

12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/12/25/ispolzovanie-skazki-v-sisteme-vospitaniya-detey-rannego-doshkolnogo

Публикации по теме:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть I неиссякаемых.

Развитие у детей дошкольного возраста, образно-пластического творчества, на основе художественной литературы «Развитие у детей дошкольного возраста, образно- пластического творчества, на основе художественной литературы». Воспитатель Тукан. Г. П.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Развитие сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо.

Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша» Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Педагогический опыт Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» Ныхриковой.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством тетрализованной деятельности» 1 слайд: Название проекта 2 слайд: К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают.

Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологииРазвитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии Ни для кого не секрет об исключительном значении речи в жизни ребенка. Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Опубликовано: 8 сентября 2018 в 20:31
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД