Елена Усцова
Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Публикация «Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Вятская земля издавна славилась самобытными народными промыслами: изделиями из капа, кружевоплетением, изделиями из меха, лозоплетением, изделиями из соломки, бересты, неповторима по красоте и оригинальна вятская матрёшка, расписная глиняная дымковская игрушка стала символом вятского края. Вятская земля родина выдающегося писателя-романтика А. С. Грина, художников В. М. и А. М. Васнецовых.
Художественные произведения, созданные вятскими народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
На протяжении многих лет приоритетным направлением в развитии дошкольника в стенах детского сада «Огонёк» является художественно-эстетическое развитие детей. Педагогами ведется огромная работа в этом направлении:
- обеспечивается динамика предметно-развивающей среды : мастерские детского творчества и уголки искусства в группах;
- подбираются произведения декоративно-прикладного искусства;
- собирается полезная информация о декоративно-прикладном искусстве и художниках Вятского края;
- разработан алгоритм технологии ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края.
- реализуются перспективные планы по возрастам;
Накопленный опыт используется нами и в решении задач патриотического воспитания.
Творческими группами педагогов разрабатываются:
- темы ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края, в которые вошло знакомство с изделиями из глины, бересты, соломки, лозы, меха, вышивка, вязание, резьба по дереву, кованые изделия и др. Подбирались такие предметы декоративно-прикладного искусства, которыми славилась Вятская земля; Показать альбомы.
- опираясь на опыт работы Ирины Анатольевны Лыковой, педагогическим коллективом был разработан алгоритм ознакомления, который состоит из трех этапов;
- а так же перспективные планы по возрастам.
Процесс ознакомления рассчитан на весь учебный год, на каждую тему отводиться один месяц.
На первом этапе ознакомления педагог знакомит детей с произведением декоративно-прикладного искусства с древними профессиями человека, предназначением этого предмета.
На данном этапе в процесс ознакомления вовлекаются родители. Мамы, бабушки исполняют роли мастериц, знакомят детей с инструментами, материалами, которые необходимы для изготовления того или иного предмета искусства, показывают технику выполнения.
2 этап ознакомления называется «Творческое создание»
Здесь дети подобно народным мастерам, создают свои произведения, выбирая по желанию вид деятельности, материалы и способы изготовления.
Задачи данного этапа – это воспитание в детях уважения к труду народных мастеров, развитие художественно - изобразительных навыков через продуктивно-творческую деятельность, накопление и обогащение эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
3 этап ознакомления называется «Общение с результатами собственного творчества»
Созданные поделки обыгрываются, ими может быть оформлена группа, или выставка в творческой мастерской, а так же дети их используют в театрализованной деятельности.
В процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством и художниками родного края дети расширили представления о малой родине, узнали:
- о нравственных и эстетических ценностях культуры родного края (отношения к природе, семье, Родине);
- о творцах народной культуры (о приемах рукотворного мастерства, о творческих решениях);
- о созидательном опыте многочисленных поколений (опыт хозяйственной жизни, семейной);
- о именах художников родного края;
- о исторических местах.
Таким образом, полученные знания помогли сформировать отношения, основы гражданских качеств, почувствовать себя наследниками того, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями, способствовали формированию чувства патриотизма.
Список литературы:
1. Лыкова Н. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М. И. Д. «Цветной мир».20011-144с. переиздание доработка и дополнение.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова.
3. Общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по художественно-эстетическому направлению.
4. От рождения до школы.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.