Папки-передвижки

Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Елена Усцова
Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Публикация «Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Вятская земля издавна славилась самобытными народными промыслами: изделиями из капа, кружевоплетением, изделиями из меха, лозоплетением, изделиями из соломки, бересты, неповторима по красоте и оригинальна вятская матрёшка, расписная глиняная дымковская игрушка стала символом вятского края. Вятская земля родина выдающегося писателя-романтика А. С. Грина, художников В. М. и А. М. Васнецовых.

Художественные произведения, созданные вятскими народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

На протяжении многих лет приоритетным направлением в развитии дошкольника в стенах детского сада «Огонёк» является художественно-эстетическое развитие детей. Педагогами ведется огромная работа в этом направлении:

- обеспечивается динамика предметно-развивающей среды : мастерские детского творчества и уголки искусства в группах;

- подбираются произведения декоративно-прикладного искусства;

- собирается полезная информация о декоративно-прикладном искусстве и художниках Вятского края;

- разработан алгоритм технологии ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края.

- реализуются перспективные планы по возрастам;

Накопленный опыт используется нами и в решении задач патриотического воспитания.

Творческими группами педагогов разрабатываются:

- темы ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края, в которые вошло знакомство с изделиями из глины, бересты, соломки, лозы, меха, вышивка, вязание, резьба по дереву, кованые изделия и др. Подбирались такие предметы декоративно-прикладного искусства, которыми славилась Вятская земля; Показать альбомы.

- опираясь на опыт работы Ирины Анатольевны Лыковой, педагогическим коллективом был разработан алгоритм ознакомления, который состоит из трех этапов;

- а так же перспективные планы по возрастам.

Процесс ознакомления рассчитан на весь учебный год, на каждую тему отводиться один месяц.

На первом этапе ознакомления педагог знакомит детей с произведением декоративно-прикладного искусства с древними профессиями человека, предназначением этого предмета.

На данном этапе в процесс ознакомления вовлекаются родители. Мамы, бабушки исполняют роли мастериц, знакомят детей с инструментами, материалами, которые необходимы для изготовления того или иного предмета искусства, показывают технику выполнения.

2 этап ознакомления называется «Творческое создание»

Здесь дети подобно народным мастерам, создают свои произведения, выбирая по желанию вид деятельности, материалы и способы изготовления.

Задачи данного этапа – это воспитание в детях уважения к труду народных мастеров, развитие художественно - изобразительных навыков через продуктивно-творческую деятельность, накопление и обогащение эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

3 этап ознакомления называется «Общение с результатами собственного творчества»

Созданные поделки обыгрываются, ими может быть оформлена группа, или выставка в творческой мастерской, а так же дети их используют в театрализованной деятельности.

В процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством и художниками родного края дети расширили представления о малой родине, узнали:

- о нравственных и эстетических ценностях культуры родного края (отношения к природе, семье, Родине);

- о творцах народной культуры (о приемах рукотворного мастерства, о творческих решениях);

- о созидательном опыте многочисленных поколений (опыт хозяйственной жизни, семейной);

- о именах художников родного края;

- о исторических местах.

Таким образом, полученные знания помогли сформировать отношения, основы гражданских качеств, почувствовать себя наследниками того, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями, способствовали формированию чувства патриотизма.

Список литературы:

1. Лыкова Н. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М. И. Д. «Цветной мир».20011-144с. переиздание доработка и дополнение.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова.

3. Общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по художественно-эстетическому направлению.

4. От рождения до школы.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикации по теме:

Опыт работы по знакомству с декоративно-прикладным искусством казахского и русского народов Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения.

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Узоры России»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Узоры России» Дидактическая игра «Узоры России» по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством – «Городец»,.

Фотоотчет о развитии познавательного интереса к малой Родине у детей дошкольного возрастаФотоотчет о развитии познавательного интереса к малой Родине у детей дошкольного возраста Рассматриваем книги о Кубани, карту Краснодарского края, Красную книгу Кубани. Дети очень заинтересовались и увлеченно делились друг с.

Работа с родителями по приобщению детей к любви к малой РодинеРабота с родителями по приобщению детей к любви к малой Родине В нашем детском саду одна из годовых задач в на этот учебный год:" Нравственно -патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС" Наряду.

Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» Выжигание по дереву или «Пирография»Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» Выжигание по дереву или «Пирография» Выжигание по дереву, или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно.

Занятие по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани «Возвращение к истокам Кубани» Программное содержание: Продолжить знакомить с народным бытом и занятиями людей на Кубани в прошлом и настоящем. Сформировать представление.

Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Кроссворд по теме «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством» (материалы к педсовету) Определите.

Знакомство детей с декоративно прикладным искусством. Занятие для средней группы «Украсим платье дымковской барышне» «Укрась платье дымковской барышне» Программное содержание: - закрепить знания о дымковских игрушках; -закрепить навыки рисования элементов.

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент)Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент) з опыта работы Матюшевой Ирины Юрьевны Цель: Организация системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление.

Занятие по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Конспект совместной деятельности по художественному творчеству с детьми средней группы. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусство».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 26 июня 2016 в 20:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД