Ирина Невзорова
Сценарий образовательной ситуации по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по нетрадиционной технике рисования в старшей группе „Морские обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, морские обитатели. Сценарии развлечений
- Морские обитатели, подводный мир. Рисование
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1)Формировать умение передавать в рисунке образы морских обитателей используя технику рисования песком.
2)закрепить представления детей о море и его обитателях;
3) доставить детям радость от процесса рисования песком; развивать эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук;
4)воспитывать желание работать с песком и заботливое отношение к объектам живой природы.
Материал: аудиозапись шума моря, картинки морских обитателей, магнитная доска, магниты, бумага А4 – голубой фон с нарисованными белыми морскими обитателями, клей ПВА, емкости с разноцветный песком, кисть для клея, салфетки, подносы.
Предварительная работа: беседы на тему «Морские обитатели» презентация «Морские обитатели», рассматривание морских животных в атласах и на открытках, просмотр мультфильма: «Кто живёт на дне морском». Рассматривание иллюстрация морских рыб. Чтение «Крабишкин дом», «Морские сказки» С. В. Сахарова, «Жареные камушки» Отфрида, рассказы из детской энциклопедии «Мир моря». Коллективная аппликация «Обитатели моря». Конструирование - краб, рыбы, осьминог. Рисование морского дна.
Дидактические игры по теме: «Найди пару — морские обитатели», «Лишняя картинка», «Разрезные картинки», «Чей детёныш?».
Ход занятия
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой.
Воспитатель:- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?
Дети:- Шум моря, волны плещутся о берег …
Воспитатель:- А кто из вас видел море? Какое оно?
Ответы детей:(красивое, шумящее, беспокойное, прозрачное, синее, таинственное)
Воспитатель: А еще оно манящее, оно манит нас к себе. А кто живет в море?
Дети: -Морские обитатели (рыбы, акулы, дельфины медузы и т. д).
Воспитатель: -А вы хотите отправится в путешествие по морским глубинам, встретиться с морскими обитателями и нарисовать их.
Дети: Да
Воспитатель: А, вы сможите?
Ответы детей.
2Актулизация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания о внешнем виде морских обитателей (на примере 4-х обитателей)
Воспитатель: У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произносим, сразу станем морскими жителями.
Встаем в круг, беремся за руки, все вместе произносим слова:
(Под музыку звуки моря)
Детский сад наш изменился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
- Итак, мы на дне морском. Кого здесь только нет!
Воспитатель:
-А вот и морские обитатели к нам подплыли, они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (на ковре) и попытаться отгадать, кто к нам заплыл.
Дидактическая игра «Сложи морского обитателя».
Цель: закреплять знания детей о внешнем виде морских обитателей.
Дети делятся на команды по 2 человека. Детям раздаются разрезанные карточки с изображением морских обитателей (рыба, осьминог, морская звезда, черепаха). Дети складывают, называют и рассказывают о внешнем виде морского обитателя.
Ответы детей:
Рыбы имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры. У рыбы одеты в чешую. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они разноцветные.
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаз нет. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают передвигаться. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.
Осьминог -это моллюск, у которого восемь ног, щупальцы. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. С помощью воды он дышит, как рыбы. Когда он лежит спокойно, его щупальцы могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг. Они умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым.
Черепаха - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Окраска у них зеленая.
Воспитатель: В нашем подводном мире случилось настоящее бедствие: шторм на море, набежала большая волна и буквально смыла с наших морских друзей их окраску. А ведь они не смогут жить без нее, что же делать, как им помочь. Ребята, а ведь мы с вами можем их нарисовать. Чем можно их нарисовать?
Ответы детей:(красками, карандашами, мелками и т. д)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания; формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.
Воспитатель: -Предлагаю присесть за столы и начать работу. Можете начинать.
Дети: Но на столах нет красок, карандашей, кисточек.
Воспитатель: На столах есть разноцветный песок.
Возникает затруднение.
Воспитатель: - Смогли вы нарисовать морских обитателей песком?
Ответы детей: Не смогли.
Воспитатель: - Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как рисовать песком).
4 Открытие нового знания.
Дидактические задачи: 1) Формировать умение передавать в рисунке образы морских обитателей используя технику рисования песком.
2)формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»
Воспитатель: - Значит, что нам надо сделать, чтобы научиться рисовать песком? (Узнать и научиться, как рисовать песком)
Воспитатель: Как можно узнать и научиться?
Дети: Можно прочитать в Энциклопедии. Можно спросить у друзей или родителей. Можно посмотреть в интернете. Можно узнать у воспитателя.
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает и показывает технику рисования песком : чтобы нарисовать песком морского обитателя, надо нанести клей на ту часть картины, которую будем закрашивать песком. Кисточкой размазать клей и аккуратно присыпать участок, смазанный клеем.
Воспитатель: - С чего же вы начнёте работу?
Дети проговаривают свои действия: «Нанесем клей, размажем кисточкой и аккуратно присыпим песком»
Воспитатель: - А теперь можете приступать к работе. Думаю, что морские обитатели на ваших рисунках получатся как настоящие.
Дети рисуют одного морского обитателя (того же, что рисовал воспитатель).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1. Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию и воображение.
Воспитатель: -Мы с вами немного устали давайте отдохнем! Поплаваем на море!
Физкультминутка «На море»
К морю быстро мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, имитация умывания)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
А теперь поплыли дружно, (Изображаем плаванье двумя руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Но не отправимся домой.
Часть 2
Дидактические задачи: доставить детям радость от процесса рисования песком; развивать эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитатель: Домой нам еще рано, ведь мы еще не всех обитателей нарисовали. Давайте продолжим нашу работу.
Дети садятся за столы. Самостоятельное рисование еще одного морского обитателя.
6 Осмысление.
Дидактические задачи: фиксация достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя:
Хватит по морю гулять,
Отправляемся назад
Море изменяется
В нашу группу превращается.
-Где были? (на морском дне)
-Кого видели? (морских обитателей : кита, конька морского, медузу и т. д)
-Чем занимались? (рисовали цветным песком морских обитателей)
-Как вам это удалось? (Мы узнали, как рисовать песком)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что сегодня вы получили очень нужные знания и смогли научиться рисовать песком. Вы были любознательны. Мне очень приятно, что у вас, получается, самостоятельно узнать и научиться, чему то новому и интересному!