Получи документы

Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе «В гостях у обитателей морей и океанов»

Ирина Невзорова
Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе «В гостях у обитателей морей и океанов»

Цель: Формировать представления об особенностях питания обитателей морей и океанов.

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек) : их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Публикация «Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе „В гостях у обитателей морей и океанов“» размещена в разделах

-Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

-Развивать мелкую моторику рук.

- Обогащать и активизировать словарь детей.

-Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: презентация с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В. Ланцетти «Разноцветный осьминог».

Предварительная работа: беседы на тему «Морские обитатели», рассматривание морских животных в атласах и на открытках, просмотр мультфильма: «Кто живёт на дне морском». Рисование морских обитателей.

Ход занятия

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель (в руках конверт) : Здравствуйте, ребята! К нам пришло письмо. Как вы думаете, кто его мог прислать?

(Выслушиваются ответы детей и их предположения.)

Воспитатель: Интересно посмотреть, что же в нём написано. Давайте сделаем это вместе! (Открывает письмо.)

Воспитатель: Это письмо от Русалочке. Вот, что она пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я живу в подводном царстве, где очень интересно и красиво. Скоро у меня день рождение. На него я пригласила много обитателей морей и океанов. И вот теперь не знаю, чем их угощать, что они едят. Помогите мне узнать, чем питаются мои друзья. Их вы встретите в подводном царстве, если отправитесь ко мне в гости. Я вас жду.»

- Вам интересно узнать, чем питаются обитатели морских глубин?

Хотите помочь Русалочке? Сможете?

2Актулизация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания об обитателях морей и океанов.

Воспитатель: А на чём же нам опуститься на морское дно?

Дети: на корабле, на подводной лодке.

Воспитатель:- А ещё можно опуститься на дно морское на подводном кораблике, который называется «батискаф».

- Давайте войдём в батискаф и опустимся на дно морское

- Раз, два, три – все замрём

В мир подводный попадём.

Сейчас начнутся чудеса,

Нужно лишь открыть глаза.

(мультимедийная презентация «Мир морей и океанов) – 2 мин.

Воспитатель: - Детский сад наш изменился, в океан он превратился.

Мы отправимся гулять – дно морское изучать!

Сколько водорослей разных, звёзд, медуз и рыб прекрасных!

Ламинарии, ежи и ракушки хороши!

- Вот и оказались мы в морском царстве!

Посмотрите, сколько вокруг рыб, морских животных. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

(на экране появляется кит)

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. А что вы знаете о нем?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров. Кит - самое крупное животное в мире. Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.

Дети, скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет?

Дети: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком.

Воспитатель: Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. Вообще киты очень разнообразные : есть громадины, а есть сравнительно не большие.

- А теперь посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря? Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть?

(на экране появляется Дельфин)

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. Что вы знаете о дельфинах?

Дети: Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими.

Воспитатель: Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

Физминутка

Воспитатель: Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините, и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На батискаф!

А это кто?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. ?

(на экране появляется акула)

Дети: Акула.

Воспитатель: Что вам известно об акулах?

Дети: Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень подвижны.

Воспитатель: Давайте – ка опять посмотрим. Ни кого не видите?

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это. ?

(на экране появляется краб)

Дети: Краб.

Воспитатель: Что вы можете сказать об этом животном?

Дети: Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Воспитатель: Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рукок – ног!

Это чудо. ?

(на экране появляется Осьминог)

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Как вы думаете, почему его назвали осьминогом?

Дети: Удивительное животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.

Воспитатель: По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Пальчиковая игра: Осьминоги.

Воспитатель: Представим, что наши ручки это осьминожки.

Повторяйте все за мной:

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз,

Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз.

Сальто сделают на бис,

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево –

Тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.

Им гимнастика важней,

Всех забав и всех затей.

Воспитатель: И вот еще кто то?

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе. ?

(на экране появляется Черепаха)

Дети: Черепаха.

Воспитатель: Что вы можете сказать про морскую черепаху?

Дети: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.

Воспитатель: Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Воспитатель: А это кто?

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской. ?

(на экране появляется Морской конек)

Дети: Конек.

Дети: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

Воспитатель: А вот еще обитатель морского дна?

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

(на экране Медуза)

Дети: Медуза.

Воспитатель: Что вы можете сказать о медузе?

Дети: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды.

Воспитатель: А это кто, вы знаете?

Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов.

(Появляется на экране скат).

Воспитатель: Что вы можете сказать о скате?

Дети: Настоящие гиганты встречаются и среди скатов. Его тело часто достигает в длину 6м, а вес-4тонны. Скаты держатся вблизи дна; плавают при помощи плавников, тело уплощённое. У электрического ската развиты особые электрические органы. Он способен давать электрические разряды напряжением до 200вольт, парализуя добычу и отпугивая врагов.

Воспитатель: А вот возле коралла кто-то лежит. Кто это?

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

(на экране появляется морская звезда)

Дети: Морская звезда.

Воспитатель: Это рыба или морское животное?

Дети: морская звезда — животное.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневато-бежевого цвета, твердая на ощупь.

Во время передвижения ей помогают конечности - щупальца, снизу покрытые иголочками.

Воспитатель: У нее нет глаз, рот снизу тела. Наползет на добычу, присосется… И в рот не брала, а проглотила. А еще есть такая особенность. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.

3. Затруднение в ситуации.

Воспитатель: Ребята мы с вами много встретили морских обитателей. А чем они питаются, знаете?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: А хотели бы узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Как можно узнать, чем питаются обитатели морей и океанов?

Дети: Можно прочитать в Энциклопедии. Можно спросить у друзей или родителей. Можно посмотреть в интернете. Можно узнать у воспитателя.

Воспитатель: А можно спросить у морского царя! Давайте его позовем!

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: А вот и морской царь – Нептун! (появляется на экране Царь)

Нептун: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Нептун – мы у тебя хотели узнать, чем питаются морские обитатели?

Нептун: Хорошо я вам расскажу. Начну с кита. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. Зубатые киты – кашалоты питаются кальмарами, осьминогами; сельдяные киты едят сельдь.

Дельфины питаются рыбой, кальмарами, осьминогами. У них есть зубы, ими они схватывают добычу и глотают целиком.

Акулы питаются мелкими рыбами, ракообразными, кальмарами.

Краб – хищник, он ползает по дну моря на глубине 250м и поедает мелких морских животных-червей, ракообразных, морских ежей.

Осьминоги питаются мелкими морскими животными и рыбами.

Черепахи их кормом являются различные морские травы и рыба, кроме водорослей-лимнофилов и элодеи. Могут употребляют медуз, ракообразных, гребневиков, моллюсков, молодых рыбок, а хищники ловят крабов, моллюсков и беспозвоночных.

Медуза питается мелкими морскими животными и рыбой.

Морской конек - эти рыбки настоящие обжоры. Любая креветка, малек или рачок будут проглочены заживо. Морской конек не имеет пищеварительной системы, поэтому за день он запросто может съесть до 50 креветок.

Крупные скаты ведут хищнический образ жизни, поедая рыб и кальмаров. Мелкие скаты питаются червями, мелкими рачками, креветками.

Морская звезда - хищник, который питается моллюсками, планктоном, морскими червями.

Воспитатель: Спасибо тебе Нептун за интересный рассказ. (Нептун уплывает и на экране появляется Русалочка)

5. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: Здравствуй Русалочка! Мы в подводном царстве встретили много морских обитателей и царя – Нептуна. Он нам рассказал, чем питаются морские обитатели. Мы сейчас тебе покажем.

Игра: «Кто, чем питается?»

Цель: закреплять знания детей о морских обитателях и их питании. (детям даются объемные морские обитатели и картинки. (на них изображены то, что могут есть жители морей и океанов и другие продукты питания.) Они должны разложить их по питанию.

Воспитатель: Мы с вами узнали о питании морских обитателей, помогли Русалочке, посмотрите, как ожило море! Настало время поиграть.

Подвижная игра «Море волнуется раз.

Цель: организовать активный отдых детей, развивать координацию, внимание, речь, закреплять умение узнавать животное по движениям.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, порезвились, набрались сил, а теперь нам пора возвращаться домой в детский сад!

Садитесь в батискаф. Можете закрыть глазки

(включить музыку шум прибоя)

Море - чудная страна :

Сверху синь одна видна.

Мы нырнем, и под водой

Возвращаемся домой.

6. Осмысление.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Расскажите, где мы сегодня побывали?

-Кому мы помогли?

- Кого мы встретили на дне морском?

- Что интересного вы узнали?

-С кем вы можете поделиться этими знаниями?

Воспитатель хвалит детей.

Сегодня вы получили очень нужные знания и смогли помочь Русалочки. Вы были любознательны. Мне очень приятно, что у вас, получается, самостоятельно узнать, что то новое и интересное!

Публикации по теме:

Фотоотчет о художественном творчестве на тему «Подводный мир морей и океанов»Фотоотчет о художественном творчестве на тему «Подводный мир морей и океанов» Добрый вечер уважаемые друзья и коллеги! Две предыдущие недели мы с детьми работали над темой "Подводный мир морей и океанов". Подводный.

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе для детей с ОНР. «Морское.

Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»   Цель занятий. Экологическое воспитание. Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об обитателях.

Лэпбук «Обитатели морей и океанов»Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .

Методическая разработка сценария развлекательного досуга «В гостях у сказки» Сценарий развлекательного досуга «В гостях у сказки» (Сценарий подготовила воспитатель Дубасова М. С.). Цель: обобщить знания детей о сказках,.

План работы по теме «Подводный мир морей и океанов»План работы по теме «Подводный мир морей и океанов» План на неделю по теме «Подводный мир морей и океанов» 1 неделя Понедельник 1. Беседа на тему «Удивительный мир морей и океанов». Расширять.

Презентация «Жители морей и океанов» Слайд 1. «Жители морей и океанов» Слайд 2. Морские обитатели Слайд 3. Дельфин. Дельфины обитают во всех открытых морях и иногда заходят.

Презентация «Обитатели морей и океанов» Любопытство - важнейшая черта детского поведения! И педагоги на могут не использовать эту "помогалочку" в своей работе. Зачастую, готовясь.

Проект в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Проектная деятельность на тему: «Обитатели морей и океанов» Тип проекта: информационно-творческий Участники: дети старшей группы «Матрешки»,.

Сценария образовательной ситуации в средней группе по теме «Прямоугольник»Сценария образовательной ситуации в средней группе по теме «Прямоугольник» ТЕМА: «Прямоугольник» Безниско Алина Александровна Цель: 1. Сформировать представление о прямоугольнике, умение конструировать прямоугольник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе «В гостях у обитателей морей и океанов»
Опубликовано: 20 января 2018 в 23:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД