Лучший педагог года

Развитие ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста

Елена Кузина
Развитие ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста

Презентация проекта на тему: «Развитие ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста на основе реализации познавательного проекта «Николай Михайлович Карамзин и Симбирский край, посвещенного 250-летию со дня рождения выдающегося писателя и историка».

Автор: Кузина Елена Евгеньевна

МБДОУ ЦРР Детский сад №232 «Жемчужинка» г. Ульяновска

Публикация «Развитие ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В 2016 году исполняется 250 лет со дня рождения и 190 лет со дня кончины нашего выдающегося земляка, замечательного писателя, историографа и мыслителя, автора 12-ти томной «Истории Государства Российского», почётного члена Петербургской Академии наук Николая Михайловича Карамзина (12,12,1766-3,06,1826, с именем которого связаны многие памятные места и достопримечательности нашего края.

Это село Знаменское (Карамзино тож) – родовое имение Карамзиных; здание Дворянского собрания (Дворец книги, где была открыта первая в городе публичная Карамзинская библиотека. Карамзинский сквер и памятник Н. М. Карамзину, памятник букве «ё»; старый Венец, где находился городской дом-особняк Карамзиных, вид этого дома со стороны Волги изображён в рисунках А. С. Пушкина в 1833 году; сёла Сара, Араповка, Засарье (Сурский район) унаследованные дедом Н. М. Карамзина по линии матери – Пазухиным Петром Семёновичем, отцом Екатерины Петровны Пазухиной – Карамзиной – матери историографа; г. Инза, в черту которого вошло бывшее село Пазухино, принадлежавшее Симбирскому дворянскому роду Пазухиных; Карсун и Тагай, где в 1677 году прадед Н. М. Карамзина-Пазухин Семён Иванович был стрелецким головой. По отцовской линии семья Карамзиных состояла в родстве с Аксаковыми. Исторические места, связанные с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина -Знаменское (Карамзино тож) –г. Симбирск, г. Москва-Подмосковье (Остафьево - Астафьево)- усадьба князя П. А. Вяземского, недалеко от г. Подольска, С. Петербург, Царское село, Петергоф. Похоронен Н. М. Карамзин на Тихвинском кладбище Александро – Невской лавры в С. Петербурге.

В рамках реализации педагогического проекта «Развитие речи детей 5-6 лет в эколого-краеведческой деятельности» в условиях МБДОУ ЦРР детского сада №232 с приоритетным гуманитарно-экологическим направлением работы и в связи с юбилеем Н. М. Карамзина нами предпринята попытка приобщения детей к творческому историческому литературному наследию Н. М. Карамзина и воспитания на этой основе у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.

Академик Д. С. Лихачё в отмечал: Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране».

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об истории и культуре родного края связано с определёнными трудностями в отборе образовательного содержания, так как восприятие исторического времени детьми 5-7 лет имеет свою специфику, требует обязательного наглядно-действенного интерактивного педагогического сопровождения, опоры на хорошо знакомые и выразительные образы, интеграцию технологических средств социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

Отбор доступного и интересного для детей содержания образовательной деятельности обусловил включение в педпроцесс темы: «Н. М. Карамзин и Симбирск-Ульяновск» следующих микротем:

-«Три портрета» (образ Н. М. Карамзина в портретной живописи-А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина и ульяновского художника С. П. Горинова(1997г.); в процессе рассматривания портретов Н. М. Карамзина, выделения деталей, художественных средств выразительности обращаем внимание на главное – что можно сказать об этом человеке? Составляем описание портрета. Какой он, по-вашему? Проблемный вопрос - почему у нас нет фотографий Карамзина, а только живописные работы – требовал уже рассуждения, догадки.

В микротеме -«Сиреневый остров»- Карамзинский сквер - как особо охраняемая природная территория- зелёная страничка истории «Симбирска-Ульяновска» и памятник Н. М. Карамзину тоже задавались вопросы, которые требовали рассуждения на основе усвоенных представлений_ Почему памятник Н. М. Карамзину, а на постаменте фигура женщины? Почему в Карамзинском сквере высажено много кустов. Сложность этой темы в развитии речи старших дошкольников обусловлена рядом факторов: необычным для современных детей словарём (Муза, Клио, Фортуна, историограф, бюст, пьедестал, император) спецификой речи определяемого исторического времени, и самой образовательной ситуацией обращения к давней истории нашего края.

-Седьмая буква русского алфавита - буква «ё»;

. Особый интерес у детей вызвал необычный памятник знак букве «ё» (автор А. Зинин) у Дворца книги, где находится музей Карамзинской библиотеки. Почти 120 лет назад эта буква, седьмая в русском алфавите, была введена в употребление Н. М, Карамзиным в альманахе «Аониды» в слове «слёзы». Дети знают алфавит, некоторые уже умеют читать и очень удивились, что слово «слёзы» раньше писали так –«слiозы», вспоминали слова, которые начинаются на эту букву: (ёлка, ёлочка, ёлочный, ёж, ёжик, ёрш, ёршик, познакомились с многозначностью некоторых из них («ёршик» -маленькая рыбка и щёточка для мытья посуды с узким горлышком, например, бутылочки для детского питания, «ёжик»-дикое колючее животное и персонаж народных сказок, а стрижка «под ёжик»- вид мужской причёски).

В микротеме «Семья Н. М. Карамзина и А. С. Пушкин использовались репродукции произведений живописи–ульяновского художника Л. Нецветаева " Пушкин у Карамзина" портрет Е. А. Колывановой – Карамзиной – жены Н. М. Карамзина (автор неизвестный художник, рассказ воспитателя о Карамзине и Пушкине, участии семьи Карамзина в жизни и судьбе поэта. Екатерина Андреевна Карамзина, которая была верным и душевным другом Пушкина на протяжении всего его жизненного пути, так писала в одном из писем сыну о трагичной кончине А. С. Пушкина, при которой она присутствовала: «…Закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! …Я имела горькую сладость проститься с ним…он сам этого пожелал…».

Н. М. Карамзин очень любил Симбирск, и родную природу, что нашло своё отражение в его творчестве, письмах к брату, друзьям и знакомым:»Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе»…

Содержание предлагаемой темы закреплялось с детьми в разных видах самостоятельной и совместной экологически ориентированной деятельности, и разных личностно- развивающих ситуациях : так в беседе о Волге мы использовали бессмертные строчки из поэтического наследия Н. М. Карамзина: «… Река священнейшая в мире кристальных вод царица мать… теки Россию украшая, шуми, священная река…»,при ознакомлении с птицами на занятиях Н. И. Апполоновой мы учим детей распознавать голоса птиц, отмечаем выразительную и мелодичную песню соловья,подкрепляя строками из стихотворения Н. М. Карамзина "Соловей" и "К соловью". а при любовании первоцветами строчки". уже фиалка распустилась, смиренно под кустом цветёт. " из"Весенней песни меланхолика" Карамзина.

При любовании цветением разных сортов сирени на участке детского сада вспоминали, что сирень очень любил Н. Карамзин и цитируем А. Фета: «… в каждый гвоздик душистой сирени,распевая, вползает пчела», а знакомство детей с разнообразием сортов сирени А. Колесникова, высаженных в нашем городе, завершается художественно- творческой работой «Ветка цветущей сирени» в разной технике, в том числе и на основе использования морской соли. Также в совместной художественно-творческой деятельности был изготовлен макет сквера и памятника Н. М. Карамзину. Детские работы экспонируются на выставке посвящённой Н. М. Карамзину в детском саду.

Наш опыт приобщения детей старшего возраста к теме «Н. М. Карамзин и Симбирск-Ульяновск» свидетельствует о том, что эта историческая тема вполне доступна для детей, обладает замечательными возможностями социально-коммуникативного, познавательного-речевого и художественно-эстетического развития, способствует формированию ценностного отношения к родному краю, а для эмоционального «прочувствования и проживания» детьми ценного содержания необходимо многократное повторение её фрагментов в разных привлекательных и личностно значимых для детей образовательных ситуациях.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения. Познакомить дошкольников с историческим,.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является.

Открытое занятие по формированию ценностного отношения к народным традициям в кружке «Волшебный клубочек» Тема: «Незнайкины помощники». Девиз: «Не учись безделью, а учись рукоделью». Да, есть такая пословица. Цель: 1. Продолжать учить различать.

Педагогические основы формирования у детей позиций ценностного отношения к физическим упражнениям ВВЕДЕНИЕ Данная тема является актуальной в связи с тем, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Путешествуя по родному краю «Невьянская башня».Путешествуя по родному краю «Невьянская башня». Путешествие в Невьянск! Я много слышала и читала о Невьянской наклонной башне Демидовых. Очень, очень хотелось посмотреть на нее, прикоснуться.

Совместная игровая деятельность взрослого и детей старшего дошкольного возраста. Игротренинг «В краю хорошего настроения» Цель - коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами. Задачи: Образовательные: - учить детей определять.

Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии Сегодня перед начальной школой стоит сложная задача - воспитывать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно.

Эссе «Урок любви к родному краю»Эссе «Урок любви к родному краю» В вечном движении, круговерти дней мы редко задумываемся о значимости такого понятия как Родина. Лишь выбравшись из душного, шумного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2016 в 20:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД