Надежда Лаврентьева
Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня перед начальной школой стоит сложная задача - воспитывать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Решая задачу формирования общей культуры личности, педагогам необходимо помнить о бережном отношении к культурному наследию. Учитель начальных классов должен раскрыть учащимся важность народного искусства и культуры, как мира целостности, включающего отношение человека к миру, к своему дому, Родине [18].
Публикация «Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образование ценностных ориентаций личности происходит под воздействием различных условий. Условия могут складываться независимо от субъекта, действовать опосредованно, не организованно, носить неуправляемый характер. В данном случае зарождение ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс их становления. С появлением специально организованного воздействия на становление ценностных ориентаций, целенаправленного создания специальных условий данный процесс приобретает характер формирования ценностных ориентаций.
Проанализировав педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу (В. А. Караковский, Б. Т. Лихачёв, Н. Д. Никандров, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и д. р., можно выделить внешние (среда, социум, культура, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности) условия, образования ценностных направлений. Влияние внешних условий обусловлено признанием социальной природы человека, его психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Сделать присвоение социального ценностного содержания человеку позволяют особенности его внутреннего мира. Внутренние условия освоения ценностного содержания окружающего мира, как принято считать, складываются у человека в ходе его возрастного развития [10].
У младшего школьника процесс формирования ценностных ориентаций более целенаправленный и организованный. Это связано, главным образом, с сенситивностью данного возраста к усвоению социальных ценностей, норм, правил, а также включением младших школьников в учебную деятельность. В педагогической науке и практике ведутся поиски и разработка различных воспитательных программ и технологий, которые призваны решать проблемы развития личности ребенка, обогащения его души духовными и материальными ценностями, созданными за всю историю человечества. Исследуются методы, способы и пути передачи социального опыта, богатства традиций, ценностей и культуры подрастающему поколению.
Использование идей этнопедагогики в практике работы школьного объединения предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание личности гражданина России.
В практике внеурочных занятий по технологии можно использовать различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа. Используется беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами. Организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий мини - музей, изучение народных песен, танцев, частушек, пословиц, поговорок. Например, на занятиях по работе с тканью, учащиеся младших классов знакомятся с таки направлением декоративно-прикладного искусства как вышивка. Дают первые понятия о вышивке, рассказывают об украшениях и нарядных отделках на одежде, на ручниках, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле. Обращают внимание на то, что количество и насыщенность украшений зависят от назначения одежды и возраста ее владелицы: повседневная, праздничная, девичья, замужней женщины. Большое внимание уделяют вышивкам с архаическими узорами [39].
При работе с пластилином и глиной младших школьников знакомят со знаменитыми российскими художественными промыслами - Дымковским, Кожлянским, Филимоновским, Каргопольским, и другими. На этих занятиях ученики осваивают методику лепки и раскраски глиняных игрушек. Это яркие, веселые глиняные барыни, няньки, коровки, медведи и другие фигурки.
На внеурочных занятиях по технологии учащиеся младших классов знакомятся с Хохломской и Гжельской посудой, Жостовскими подносами, Семеновскими матрёшками, Городецкими яркими сказочными цветами.
Любимое занятие на внеурочных занятиях по технологии - нитка графия, вязание крючком. Эти направления народного творчества приобщают учащихся к самобытной культуре народа, открывают представления о красоте и гармонии, развивают художественный вкус.
На этих занятиях есть огромные возможности для развития творческих способностей, и педагоги стараются создать все условия для формирования ценностного отношения к народным традициям.
Реализовать задачу развития ценностного отношения к народным традициям можно при помощи следующих форм внеурочного занятия по технологии :
- индивидуальная работа учащихся;
- групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;
- массовые мероприятия.
Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: выставки, участие в конкурсах, праздниках, мероприятиях, поощрениями через стенную газету, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т. д.
Индивидуальная работа с учащимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ученики под руководством педагога, старших товарищей начинают заниматься прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технологии производства, изготавливают различные изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т. д. С целью отслеживания творческого роста учащегося, анализа успехов и промахов, а также для определения оптимальных направлений дальнейшей работы, всю индивидуальную работу со школьниками педагог фиксирует в специальной тетради индивидуального учета. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, приводит к организации объединения [26].
Говоря о методике изучения основ народной культуры в начальных классах, учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.
Метод разъяснения, предполагающий знакомство школьников с миром ценностей, осознание их значимости в жизни человека, предоставляет условия для свободы в выборе ценностей и обучает ценностному процессу как умению принимать решения на основе усвоенных ценностей. Тем самым создаются условия для формирования ценностного отношения к культурно-историческому наследию, к труду мастера, выполнившего изделие, к результату и процессу труда самого ученика. Здесь же используется и метод убеждения (ценностный анализ, который противоположен внушению, так как предполагает обращение к собственному критическому суждению младшего школьника и направлен на активизацию его мыслительной деятельности с целью непосредственного участия в процессе освоения общечеловеческих ценностей. Он создаёт внутренние условия, для формирования ценностных отношений к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии в начальных классах.
Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть: содержательным и эмоциональным стержнем внеурочного занятия, его смысловой основой. Для того чтобы, любить и понимать народные традиции, необходимо о них задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно. Для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый, необходимый уровень впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности [31].
Из содержания беседы к внеурочным занятиям, учащиеся должны получить представление:
а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;
б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;
в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;
г) о связи народной культуры с современностью.
Основное, на что следует обратить внимание учеников, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура, его традиции.
На занятиях необходима теоретическая часть. Теоретическая часть может осуществляться с помощью таких методов обучения как рассказ, беседа, объяснение, работа со справочными материалами. Ученики могут подбирать материал самостоятельно, готовить сообщения, презентации.
Чтобы помочь разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел.
Все это младший школьник может про это не только услышать, но и увидеть в школьном мини - музеи. Используя краеведческий материал на внеурочных занятиях по технологии, можно проводить интегрирование с другими учебными дисциплинами. При этом экскурсии с фрагментарным введением краеведческого материала должно соответствовать теме урока.
Школьники с большим интересом посещают его.
Основную часть на внеурочных занятиях по технологии занимает практическая работа учащихся.
Практическая работа на внеурочных занятиях технологии должна происходить вдумчиво, неспешно, с особой тщательностью, требующей самого пристального внимания к материалу. В процессе внеурочного занятия младший школьник должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность [32].
С первых же шагов учащимся предлагается анализировать и размышлять. В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы школьники не выполняли практические действия и механически под диктовку педагога.
Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них. Одной из таких идей, предложенных Н. Конышевой, может быть то, что на занятиях ученики учатся у Мастеров. Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к занятиям такие материалы (наглядность, тексты, которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами мастерства.
Усилению эмоционального воздействия таких занятий будут способствовать и рассказы о народных художниках; Мастерах, гармонии их творчества с бытом, обычаями и обрядами, мировоззрением народа.
Таким образом, зная основные методические особенности работы при изучении народной культуры, мы хотим остановиться на наиболее известных народных промыслах, с которыми целесообразно познакомить учеников и методике работы с ними.
В качестве дидактических материалов на занятиях используются : настольные игры; игровой инвентарь для проведения народных игр; образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России; художественные альбомы и пособия по народной культуре.
Структура занятия может быть следующей: организация занятия, обсуждение темы, подготовка к практической работе, практическая работа, подведение итогов, выставка работ.
На начальном этапе занятия учащимся разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов занятий разный, то и вступительные беседы на них имеют свои особенности.
Так на занятиях лепки с натуры (образцы статуэток курочек, петушков, лошадок и т. д.) вступительная беседа (предварительная работа - знакомство с традициями и особенностями Филимоновской или Богородской игрушки, экскурсия в мини – музей школы) имеет следующие этапы:
а) восприятие предмета в целом, его формы;
б) анализ его конструкции, технологии;
в) повторное целостное восприятие.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На этапе целостного восприятия учитель демонстрирует предмет и предлагает внимательно его рассмотреть. В первый момент важно без всяких вопросов и разъяснений дать ученикам полюбоваться предметом, вызвать у них естественную эмоциональную реакцию на него и тем самым желание выполнить самим такой же на уроке. Эмоциональная реакция сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти цельного образа предмета, поэтому учитель, направляя восприятие, задает учащимся вопрос: на что похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии - самый общий образ предмета, его формы [25].
Теперь важно определить конструкцию предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоит предмет. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание учеников на основные элементы предмета.
Каждый из учащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или зверей (представления по памяти).
Знакомство с глиняной народной игрушкой несёт в себе большие возможности для эстетического воспитания, поэтому на внеурочных занятиях лепки, как и на любых других занятиях по изучению народных культурных традиций, эти возможности следует как можно шире использовать.
Практика показывает, что учащиеся начальной школы любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения, узнавать, что-то новое. Главное, чтобы они были увлечены этим процессом и понимали, для чего они это делают. Через эту деятельность формируется ценностное отношение к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии в начальных классах.
Знание, учет и анализ условий и механизмов образования ценностных ориентаций и целенаправленное использование методов организации присвоения ценностей младшими школьниками, в том числе и на внеурочных занятиях по технологии, может решить ряд проблем в современной начальной школе.
Таким образом, мы выявили условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии :
- использование вступительных бесед, привлечение дополнительного теоретического материала о народных традициях, промыслах и ремеслах;
- реализация на занятиях межпредметных связей с изобразительным искусством, историей, литературным чтением, окружающем миром;
- выбор для учащихся объектов труда, имеющих личностное или общественное значение;
- организация выставок, конкурсов ремесел, народных праздников.