МААМ-картинки

Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии

Надежда Лаврентьева
Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня перед начальной школой стоит сложная задача - воспитывать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Решая задачу формирования общей культуры личности, педагогам необходимо помнить о бережном отношении к культурному наследию. Учитель начальных классов должен раскрыть учащимся важность народного искусства и культуры, как мира целостности, включающего отношение человека к миру, к своему дому, Родине [18].

Темочки:

Образование ценностных ориентаций личности происходит под воздействием различных условий. Условия могут складываться независимо от субъекта, действовать опосредованно, не организованно, носить неуправляемый характер. В данном случае зарождение ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс их становления. С появлением специально организованного воздействия на становление ценностных ориентаций, целенаправленного создания специальных условий данный процесс приобретает характер формирования ценностных ориентаций.

Проанализировав педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу (В. А. Караковский, Б. Т. Лихачёв, Н. Д. Никандров, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и д. р., можно выделить внешние (среда, социум, культура, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности) условия, образования ценностных направлений. Влияние внешних условий обусловлено признанием социальной природы человека, его психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Сделать присвоение социального ценностного содержания человеку позволяют особенности его внутреннего мира. Внутренние условия освоения ценностного содержания окружающего мира, как принято считать, складываются у человека в ходе его возрастного развития [10].

У младшего школьника процесс формирования ценностных ориентаций более целенаправленный и организованный. Это связано, главным образом, с сенситивностью данного возраста к усвоению социальных ценностей, норм, правил, а также включением младших школьников в учебную деятельность. В педагогической науке и практике ведутся поиски и разработка различных воспитательных программ и технологий, которые призваны решать проблемы развития личности ребенка, обогащения его души духовными и материальными ценностями, созданными за всю историю человечества. Исследуются методы, способы и пути передачи социального опыта, богатства традиций, ценностей и культуры подрастающему поколению.

Использование идей этнопедагогики в практике работы школьного объединения предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание личности гражданина России.

В практике внеурочных занятий по технологии можно использовать различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа. Используется беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами. Организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий мини - музей, изучение народных песен, танцев, частушек, пословиц, поговорок. Например, на занятиях по работе с тканью, учащиеся младших классов знакомятся с таки направлением декоративно-прикладного искусства как вышивка. Дают первые понятия о вышивке, рассказывают об украшениях и нарядных отделках на одежде, на ручниках, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле. Обращают внимание на то, что количество и насыщенность украшений зависят от назначения одежды и возраста ее владелицы: повседневная, праздничная, девичья, замужней женщины. Большое внимание уделяют вышивкам с архаическими узорами [39].

При работе с пластилином и глиной младших школьников знакомят со знаменитыми российскими художественными промыслами - Дымковским, Кожлянским, Филимоновским, Каргопольским, и другими. На этих занятиях ученики осваивают методику лепки и раскраски глиняных игрушек. Это яркие, веселые глиняные барыни, няньки, коровки, медведи и другие фигурки.

На внеурочных занятиях по технологии учащиеся младших классов знакомятся с Хохломской и Гжельской посудой, Жостовскими подносами, Семеновскими матрёшками, Городецкими яркими сказочными цветами.

Любимое занятие на внеурочных занятиях по технологии - нитка графия, вязание крючком. Эти направления народного творчества приобщают учащихся к самобытной культуре народа, открывают представления о красоте и гармонии, развивают художественный вкус.

На этих занятиях есть огромные возможности для развития творческих способностей, и педагоги стараются создать все условия для формирования ценностного отношения к народным традициям.

Реализовать задачу развития ценностного отношения к народным традициям можно при помощи следующих форм внеурочного занятия по технологии :

- индивидуальная работа учащихся;

- групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;

- массовые мероприятия.

Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: выставки, участие в конкурсах, праздниках, мероприятиях, поощрениями через стенную газету, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т. д.

Индивидуальная работа с учащимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ученики под руководством педагога, старших товарищей начинают заниматься прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технологии производства, изготавливают различные изделия декоративно-прикладного характера, наглядные пособия и т. д. С целью отслеживания творческого роста учащегося, анализа успехов и промахов, а также для определения оптимальных направлений дальнейшей работы, всю индивидуальную работу со школьниками педагог фиксирует в специальной тетради индивидуального учета. В дальнейшем к ним присоединяются другие школьники, заинтересовавшиеся данной работой. Появление такого общего интереса группы учащихся к конкретной области и их стремление работать сообща, коллективно, своевременно поддержанное педагогом, приводит к организации объединения [26].

Говоря о методике изучения основ народной культуры в начальных классах, учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.

Метод разъяснения, предполагающий знакомство школьников с миром ценностей, осознание их значимости в жизни человека, предоставляет условия для свободы в выборе ценностей и обучает ценностному процессу как умению принимать решения на основе усвоенных ценностей. Тем самым создаются условия для формирования ценностного отношения к культурно-историческому наследию, к труду мастера, выполнившего изделие, к результату и процессу труда самого ученика. Здесь же используется и метод убеждения (ценностный анализ, который противоположен внушению, так как предполагает обращение к собственному критическому суждению младшего школьника и направлен на активизацию его мыслительной деятельности с целью непосредственного участия в процессе освоения общечеловеческих ценностей. Он создаёт внутренние условия, для формирования ценностных отношений к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии в начальных классах.

Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть: содержательным и эмоциональным стержнем внеурочного занятия, его смысловой основой. Для того чтобы, любить и понимать народные традиции, необходимо о них задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно. Для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый, необходимый уровень впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности [31].

Из содержания беседы к внеурочным занятиям, учащиеся должны получить представление:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.

Основное, на что следует обратить внимание учеников, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура, его традиции.

На занятиях необходима теоретическая часть. Теоретическая часть может осуществляться с помощью таких методов обучения как рассказ, беседа, объяснение, работа со справочными материалами. Ученики могут подбирать материал самостоятельно, готовить сообщения, презентации.

Чтобы помочь разобраться в содержании отдельных видов народного искусства, необходимо, прежде всего, выяснить с ними круг сюжетов, мотивов, которые мастера выбирают. Можно заметить, что эти сюжеты являются общими для целого ряда различных ремесел.

Все это младший школьник может про это не только услышать, но и увидеть в школьном мини - музеи. Используя краеведческий материал на внеурочных занятиях по технологии, можно проводить интегрирование с другими учебными дисциплинами. При этом экскурсии с фрагментарным введением краеведческого материала должно соответствовать теме урока.

Школьники с большим интересом посещают его.

Основную часть на внеурочных занятиях по технологии занимает практическая работа учащихся.

Практическая работа на внеурочных занятиях технологии должна происходить вдумчиво, неспешно, с особой тщательностью, требующей самого пристального внимания к материалу. В процессе внеурочного занятия младший школьник должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность [32].

С первых же шагов учащимся предлагается анализировать и размышлять. В качестве практических ручных умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы школьники не выполняли практические действия и механически под диктовку педагога.

Смысл всех черновых, рабочих операций поднимается для учащихся на более высокий уровень, если они подчиняются какой-то идее, понятной и привлекательной для них. Одной из таких идей, предложенных Н. Конышевой, может быть то, что на занятиях ученики учатся у Мастеров. Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к занятиям такие материалы (наглядность, тексты, которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами мастерства.

Усилению эмоционального воздействия таких занятий будут способствовать и рассказы о народных художниках; Мастерах, гармонии их творчества с бытом, обычаями и обрядами, мировоззрением народа.

Таким образом, зная основные методические особенности работы при изучении народной культуры, мы хотим остановиться на наиболее известных народных промыслах, с которыми целесообразно познакомить учеников и методике работы с ними.

В качестве дидактических материалов на занятиях используются : настольные игры; игровой инвентарь для проведения народных игр; образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России; художественные альбомы и пособия по народной культуре.

Структура занятия может быть следующей: организация занятия, обсуждение темы, подготовка к практической работе, практическая работа, подведение итогов, выставка работ.

На начальном этапе занятия учащимся разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов занятий разный, то и вступительные беседы на них имеют свои особенности.

Так на занятиях лепки с натуры (образцы статуэток курочек, петушков, лошадок и т. д.) вступительная беседа (предварительная работа - знакомство с традициями и особенностями Филимоновской или Богородской игрушки, экскурсия в мини – музей школы) имеет следующие этапы:

а) восприятие предмета в целом, его формы;

б) анализ его конструкции, технологии;

в) повторное целостное восприятие.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе целостного восприятия учитель демонстрирует предмет и предлагает внимательно его рассмотреть. В первый момент важно без всяких вопросов и разъяснений дать ученикам полюбоваться предметом, вызвать у них естественную эмоциональную реакцию на него и тем самым желание выполнить самим такой же на уроке. Эмоциональная реакция сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти цельного образа предмета, поэтому учитель, направляя восприятие, задает учащимся вопрос: на что похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии - самый общий образ предмета, его формы [25].

Теперь важно определить конструкцию предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоит предмет. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание учеников на основные элементы предмета.

Каждый из учащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или зверей (представления по памяти).

Знакомство с глиняной народной игрушкой несёт в себе большие возможности для эстетического воспитания, поэтому на внеурочных занятиях лепки, как и на любых других занятиях по изучению народных культурных традиций, эти возможности следует как можно шире использовать.

Практика показывает, что учащиеся начальной школы любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения, узнавать, что-то новое. Главное, чтобы они были увлечены этим процессом и понимали, для чего они это делают. Через эту деятельность формируется ценностное отношение к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии в начальных классах.

Знание, учет и анализ условий и механизмов образования ценностных ориентаций и целенаправленное использование методов организации присвоения ценностей младшими школьниками, в том числе и на внеурочных занятиях по технологии, может решить ряд проблем в современной начальной школе.

Таким образом, мы выявили условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии :

- использование вступительных бесед, привлечение дополнительного теоретического материала о народных традициях, промыслах и ремеслах;

- реализация на занятиях межпредметных связей с изобразительным искусством, историей, литературным чтением, окружающем миром;

- выбор для учащихся объектов труда, имеющих личностное или общественное значение;

- организация выставок, конкурсов ремесел, народных праздников.

Публикации по теме:

Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно,.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Приобщаем детей к народным традициямПриобщаем детей к народным традициям Я тоже люблю что-то сделать своими руками, предлагаю вам свою работу, они называются кисетами. Эти кисеты изготовила в честь праздника,.

Сценарий праздника «Капустянский вечер». Приобщение детей к русским народным традициям . Цель: приобщить детей и их родителей к русским народным традициям, к радости коллективного сотворчества. Оформление. Русская изба: на.

Особенности формирования мыслительных процессов у младших школьников Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается процесс познавательной.

Открытое занятие по формированию ценностного отношения к народным традициям в кружке «Волшебный клубочек» Тема: «Незнайкины помощники». Девиз: «Не учись безделью, а учись рукоделью». Да, есть такая пословица. Цель: 1. Продолжать учить различать.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба»Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба» Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей " Русская изба" После новогодних праздников наступает пора новогодних гуляний. Одной.

Проект по валеологии, формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни «Хочу расти здоровым!» Тип проекта: - исследовательско-творческий; - малой продолжительности; - детско-родительский. Участники проекта: дети разновозрастной группы.

Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Статья на тему «Приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии
Опубликовано: 12 августа 2016 в 21:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования ценностного отношения младших школьников к народным традициям на внеурочных занятиях по технологии» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лаврентьева (УИ 370669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД