Лучший педагог года

Развитие фонематического восприятия у детей посредством речевых игр и упражнений

Лилия Старшинина
Развитие фонематического восприятия у детей посредством речевых игр и упражнений

ЦЕЛИ:

- Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через речевые игры и упражнения.

- Совершенствование условий для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей посредством речевых игр и упражнений» размещена в разделах

1. Провести обследование уровня сформированности фонематического восприятия в начале и конце учебного года.

2. Отобрать и апробировать наиболее эффективные методы и приёмы по развитию у детей фонематического восприятия.

3. Способствовать развитию фонематических процессов : развитию слухового внимания; различению слов, близких по звуковому составу; дифференциации фонем, слогов; развитию навыков элементарного звукового анализа.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

I ЭТАП. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ (ВВОДНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ)

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым фонематическим восприятием можно считать проблему развития фонематических процессов у дошкольников актуальной.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию фонематического восприятия (Т. А. Ткаченко, Е. В. Колесникова, Л. С. Волкова, Г. Г. Голубева, В. В Коноваленко, В. С. Коноваленко, Г. А. Волкова, Н. И. Дьякова и др.)

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Проблема изучения данной темы в трудах отечественных учёных.

2. Обследование сформированности фонематического восприятия у дошкольников.

3. Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приёмов по развитию у детей фонематического восприятия.

II ЭТАП.

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ИННОВАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Разработать систему мероприятий (календарный план работы) по развитию мелкой моторики и фонематического восприятия детей подготовительной группы.

2. Проводить работу по развитию мелкой моторики и фонематического восприятия детей старшей группы по программе «Чистоговорка»

3. Систематизировать дидактический материал по данной теме.

4. Изготовить и апробировать дидактические пособия и игры, направленные на развитие у детей фонематического восприятия : «Божьи коровки», «Варежки и перчатки», «Подскажи словечко» и др.

5. Подобрать и систематизировать раздаточный материал: фишки, символы, обозначающие гласные и согласные звуки, звуковые домики и др.

III ЭТАП. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

1. Диагностика уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшей и подготовительной групп.

2. Выступление на РМО.

3. Выступление на педсовете.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Календарный план работы

по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы

I период

(сентябрь, октябрь)

Неделя Содержание работы Оборудование

Сентябрь

1. 1. Названия пальцев руки

2. Пальчиковые игры:

«В гости»

«Дружные пальчики»

«Пять маленьких братьев»

3. Обводка, раскрашивание букв А, У.

4. Игра «Найди звук» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 4.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 23.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и красные карандаши.

Картотека игр на развитие фонематического восприятия

2. 1. Пальчиковые игры:

«В гости»

«Дружные пальчики»

«Пять маленьких братьев»

2. Самомассаж подушечек пальцев рук:

«Дети любят всех зверей»

3. Обводка, раскрашивание буквы П.

4. Обводка, раскрашивание помидора.

5. Речевая игра «Придумай слово» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 23.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 5

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и цветные карандаши.

Картотека игр

Итого: 2

Октябрь

1. 1. Пальчиковые игры:

«Дружные пальчики»

«Пальчики здороваются»

«Пальчики в лесу»

2. Самомассаж подушечек:

«Дети любят всех зверей»

3. Самомассаж фаланг:

1-й вариант.

4. Раскрашивание буквы Т.

5. Речевая игра «Поймай звук» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 21 - 23.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 5

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 6.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и синие карандаши.

Картотека игр

2. 1. Самомассаж подушечек:

«Дети любят всех зверей»

2. Самомассаж фаланг:

1-й вариант, 2-й вариант.

3. Пальчиковые игры:

«Братья»

«Братцы»

«Этот пальчик»

4. Обводка, раскрашивание буквы Т.

5. Речевая игра «Найди звук» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 5

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 6.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 21 - 23.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и синие карандаши.

3. 1. Пальчиковые игры:

«Этот пальчик»

«Апельсин»

2. Самомассаж фаланг:

1 – 3 варианты

3. Самомассаж пальцев:

«Прижимающий»

4. Обводка, раскрашивание буквы Х.

5. Обводка, раскрашивание фруктов, ягод.

6. Речевая игра «О чём говорит улица?» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 24.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 6.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 8.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и цветные карандаши.

Картотека игр

4. 1. Самомассаж фаланг:

1 – 4 варианты

2. Самомассаж пальцев:

«Прижимающий»

3. Самомассаж пальцев:

«Щелчки».

4. Пальчиковые игры:

«Апельсин»

«Братцы»

5. Обводка, раскрашивание букв О,Ы

6. Рисование, раскрашивание овощей

7. Речевая игра «Где спрятался звук?» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 6 – 7.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 8.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 9.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 24.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и цветные карандаши.

Картотека ир.

5. 1. Самомассаж пальцев:

«Прижимающий»

2. Самомассаж пальцев:

«Щелчки».

3. Пальчиковые игры:

«Репка»

«Белка»

«Котята»

4. Раскрашивание букв И,М.

5. Раскрашивание картинок по теме «Домашние животные».

6. Речевая игра «Послушай, повтори» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 8.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 9.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 24 – 25.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и цветные карандаши.

Картотека игр.

Итого: 5

II период

(ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Неделя Содержание работы Оборудование

Ноябрь

1. 1. Самомассаж пальцев:

«Щелчки».

2. Самомассаж пальцев:

«Репка».

3. Упражнения на развитие координации :

«Ладонь - кулак»

«Птичка».

4. Пальчиковые игры:

«Репка»

«Белка»

«Котята»

«Алые цветки»

5. Обводка, раскрашивание, штриховка буквы С.

6. Раскрашивание картинок по теме: «Дикие животные»

7. Речевая игра «Где позвонили?» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 9.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 10.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 12,

стр. 13.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 24 – 25.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и цветные карандаши.

Картотека игр

2. 1. Упражнения на развитие координации :

«Ладонь - кулак»

«Птичка».

2. Пальчиковые игры:

«Алые цветки»

«Человечки»

«Дружба»

«Засолка капусты»

3. Раскрашивание, штриховка буквы Н; картинок, в названии которых есть звук Н.

4. Речевая игра «Дятел» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 12,

стр. 13.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 25.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и цветные карандаши.

Картотека игр.

3. 1. Пальчиковые игры:

«Ножки»

«Человечки»

«Прогулка»

«Засолка капусты»

2. Упражнения на развитие координации :

«Ладонь - кулак»

«Птичка»

«Пианист».

3. Раскрашивание, штриховка буквы З; картинок, в названии которых есть звук

4. Раскрашивание картинок на тему: «Домашние птицы».

5. Речевая игра «Угадай, кто это?» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 25.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 12,

стр. 13, 15 – 16.

Рабочие тетради детей, трафареты, простые и цветные карандаши.

Картотека игр

4. 1.. Упражнения на развитие координации :

«Птичка»

«Пианист»

«Пальчики кивают».

2. Пальчиковые игры:

«Коза и козлёнок»

3. Фигурки из пальцев:

«Кресло»

«Бочка»

«Птичка пьёт из бочки»

«Коза».

4. Раскрашивание, штриховка, выкладывание из фасоли буквы Б.

5. Речевая игра «Внимательные ушки» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 15 – 17.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 26.

Картинки из пособия Большаковой С. Б.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с фасолью.

Картотека игр.

Итого: 4

Декабрь

1. 1. Пальчиковые игры:

«Коза и козлёнок»

«Замок»

«Дом и ворота».

2. Фигурки из пальцев:

«Гнездо»

«Птичка в гнезде»

«Петушок»

«Зайчик»

«Гусь»

3. Выкладывание фигур из фасоли:

«Белочка».

5. Раскрашивание, штриховка, выкладывание из фасоли, счётных палочек букв В, Д.

4. Речевая игра «Подними флажок» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 26.

Картинки из пособия Большаковой С. Б.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 4.; тарелочки с фасолью.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с фасолью, счётные палочки.

Картотека игр.

2. 1.. Фигурки из пальцев:

«Дом»

«Магазин с прилавком»

«Летит оса»

«Улитка»

«Колокольчик».

2. Пальчиковые игры:

«Птички»

«Замок»

«Дом и ворота»

«Колечки».

3. Раскрашивание, штриховка, выкладывание из фасоли, счётных палочек буквы Г.

4. Рисование, раскрашивание картинок, в названии которых есть звук Г.

5. Речевая игра «Найди свою букву» Картинки из пособия Большаковой С. Б.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 26.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 18.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с фасолью, счётные палочки.

Раскраски, рабочие тетради детей.

Картотека игр

3. 1. Фигурки из пальцев:

«Флажок»

«Стол»

«Кресло»

«Бинокль»

«Очки».

2. Пальчиковые игры:

«Цветок»

«Зайцы»

«Колечки»

3. Упражнения с мячом – ёжиком :

«Иголочки» :

2 варианта.

4. Раскрашивание, штриховка, выкладывание из фасоли, счётных палочек буквы Э.

5. Речевая игра «Построй пирамидку» Картинки из пособия Большаковой С. Б.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 26 – 27.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 18.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 4.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 19.; массажный мячик – ёжик.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с фасолью, счётные палочки.

Картотека игр

4. 1. Упражнения с мячом – ёжиком :

«Иголочки» :

2 варианта

2. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Муравей».

3. Пальчиковые игры:

«Скакалка»

«Цветок».

4. Раскрашивание, штриховка, выкладывание из фасоли, счётных палочек, косточек букв Е, Ё.

5. Речевая игра «Волшебный паровозик» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 4.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 19; массажный мячик - ёжик.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 5; счётные палочки.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 26 – 27.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с фасолью косточками, счётные палочки.

Картотека игр.

Итого: 4

Январь

1. 1. Пальчиковые игры:

«Скакалка»

«Строим дом»

2. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Муравей»

«Гнёздышко».

3. Упражнения с использованием коврика – «травки» :

«Полянка».

4. Выкладывание из счётных палочек, фасоли, косточек; раскрашивание, штриховка буквы Л.

5. Речевая игра «Кубик» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 27.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 5, 7; счётные палочки.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 20; коврик – «травка».

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с фасолью косточками, счётные палочки.

Картотека игр.

2. 1. Упражнения с использованием коврика – «травки» :

«Полянка».

2. Упражнение с использованием пластиковой решё тки:

«По грибочки».

3. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Муравей»

«Гнёздышко»

«Золотая рыбка».

4. Пальчиковые игры:

«Строим дом»

«Как живёшь?».

5. Выкладывание из счётных палочек, фасоли, косточек, гороха; раскрашивание, штриховка буквы Ш.

6. Речевая игра «Где нужный звук?» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 20; коврик – «травка».

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 5; пластиковая решётка.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 5 – 9; счётные палочки.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 27 - 28.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с фасолью косточками, горохом, счётные палочки

Картотека игр.

3. 1. Пальчиковые игры:

«Как живёшь?»

«В поле»

«Лиса и заяц».

2. Упражнения с пробками :

«Мама в магазин ходила».

4. Выкладывание из счётных палочек, косточек, гороха; раскрашивание, штриховка буквы Я.

4. Речевая игра «Клубочки - моточки» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 27 - 28.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 6.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 24; пластиковые пробки.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с косточками, горохом, счётные палочки.

Картотека игр.

Итого: 3

Февраль

1. 1. Фигурки из пальцев:

«Птица и птенчики»

«Лиса и заяц».

2. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Муравей»

«Гнёздышко»

«Золотая рыбка».

«Цветик - семицветик».

3. Самомассаж:

«Волшебный карандаш».

4. Выкладывание из счётных палочек, косточек, гороха; раскрашивание, штриховка буквы Р.

5. Речевая игра «Клубочек» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 28.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 7, 9; счётные палочки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 8; простой гранёный карандаш.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с косточками, горохом, счётные палочки.

Картотека игр.

2. 1. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Паук»

«Золотая рыбка».

«Цветик - семицветик».

2. Самомассаж:

«Волшебный карандаш».

3. Фигурки из пальцев:

«В лесу»

«Котёнок»

«Кот Васька»

3. Штриховка, раскрашивание картинок

4. Выкладывание фигур по образцу.

5. Речевая игра «Лови слово» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 9 – 10; счётные палочки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 8; простой гранёный карандаш.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 28 - 29.

Раскраски.

Картинки из пособия Большаковой С. Б.

Картотека игр

3. 1. Фигурки из пальцев:

«Кот Васька»

«Котёнок»

«День рождения»

«Сосчитай животных».

2. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Бабочка»

«Солнышко»

«Золотая рыбка»

«Птичка – невеличка».

3. Самомассаж:

«Волшебный карандаш»

«Колобок».

4. Выкладывание из счётных палочек, косточек, гороха; раскрашивание, штриховка буквы Ж.

5. Речевая игра «Попугайчики» Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 29.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 9 – 11; счётные палочки

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 8; простой гранёный карандаш, грецкий орех.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с косточками, горохом, счётные палочки.

Картотека игр.

4. 1. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Солнышко»

«Птичка – невеличка»

«Ёжик»

«Осьминог»

«Воздушный змей».

2. Фигурки из пальцев:

«День рождения»

«Сосчитай животных»

«Находчивый зайчишка»

«Девятый птенец».

3. «Узловка»

Штриховка, раскрашивание картинок по теме «Одежда».

4. Речевая игра «Поймай слово» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 11 – 13; счётные палочки.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 29.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 25; верёвка с узлами.

Раскраски, рабочие тетради.

Картотека игр.

Итого: 4

III период

(март, апрель, май)

Неделя Содержание работы Оборудование

Март

1. 1. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Ёжик»

«Осьминог»

«Воздушный змей»

«Дом»

«Ёлка».

2. Фигурки из пальцев:

«Находчивый зайчишка»

«Девятый птенец»

«Непоседа»

«Утренние лучи»

3. «Пальцеход» :

«По ягодки»

«Лабиринт»

4. Штриховка, раскрашивание картинок по теме «Весна».

5. Речевая игра «Найди одинаковый звук в словах»

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 12 – 14; счётные палочки.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 29 - 30.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 14 - 15.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 28; коврики с нашитыми пуговицами.

Раскраски, рабочие тетради

Картотека игр

2. 1. Выкладывание фигур из счё тных палочек:

«Дом»

«Ёлка»

«Бабочка»

«Солнышко»

«Осьминог».

2. «Пальцеход» :

«По ягодки»

«Лабиринт»

«Удав»

«Новогодняя гирлянда».

3. Фигурки из пальцев:

«Непоседа»

«Утренние лучи»

«Как украшали ёлку»

«Большое и маленькое».

4. Выкладывание из счётных палочек, косточек; раскрашивание, штриховка буквы Ц, картинок с изучаемым звуком.

5. Речевая игра «Поймай слово» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 11 – 1; счётные палочки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 14 – 16; коврики с нашитыми пуговицами.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 30.

Рабочие тетради детей, простые и цветные карандаши, тарелочки с косточками, счётные палочки.

Картотека игр

3. 1. «Пальцеход» :

«По ягодки»

«Лабиринт»

«Удав»

«Новогодняя гирлянда».

2. Фигурки из пальцев:

«Птица и птенчики»

«Зайчики и лиса»

«Большое и маленькое».

3. Комкание платка, бумаги, мелких мягких игрушек.

4. Штриховка, раскрашивание, выкладывание из счётных палочек буквы Ч; раскрашивание картинок с изучаемым звуком.

5. Речевая игра «Эхо» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 15 – 16; коврики с нашитыми пуговицами.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 28 - 31.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 28; листы бумаги, носовые платки, мелкие мягкие игрушки.

Раскраски, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, счётные палочки.

Картотека игр

4. 1. «Пальцеход» :

«По ягодки»

«Лабиринт»

«Удав»

2. Самомассаж мячом-ёжиком, еловыми шишками.

3. Упражнения с использованием коврика – «травки» :

«Полянка».

4. Штриховка, раскрашивание, выкладывание из счётных палочек буквы Ю; раскрашивание картинок.

5. Речевая игра «Весёлые квадратики» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 14 – 16; коврики с нашитыми пуговицами.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 1; массажные мячики – ёжики, еловые шишки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 14 – 16; коврик – «травка».

Раскраски, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, счётные палочки.

Картотека игр

Итого: 4

Апрель

1. 1. Упражнения с пробками :

«Мама в магазин ходила»

«Крышки пальчики обули».

2. Упражнения с прищепками :

«Вот проснулся»

«Цветочек».

3. Комкание мягких игрушек, мячиков, салфеток, бумаги.

4. Обводка, штриховка, раскрашивание буквы Ф, картинок с изучаемым звуком.

5. Речевая игра «Твёрдое и мягкое» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 6.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 24; пластиковые пробки.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 22.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 16; бельевые прищепки.

Салфетки, бумага, мелкие мягкие игрушки, мячики.

Трафареты, рабочие тетради, раскраски, простые и цветные карандаши.

Картотека игр

2. 1. Упражнения с прищепками :

«Вот проснулся»

«Цветочек»

«Бабочки».

2. Пальчиковые игры:

«Замок»

«Кошка и собака»

«Зайцы»

«Как живёшь?».

3. Самомассаж еловыми шишками, упражнения с мячом-ёжиком.

4. Обводка, штриховка, раскрашивание буквы Щ, картинок с изучаемым звуком.

5. Речевая игра «Разбросай слово» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 22.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 16, 17; бельевые прщепки.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 26 - 27.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 19; массажные мячи – ёжики, еловые шишки.

Трафареты, рабочие тетради, раскраски, простые и цветные карандаши.

Картотека игр.

3. 1. Упражнения с прищепками :

«Божьи коровки»

«Цветочек»

«Бабочки».

2. Пальчиковые игры:

«Как живёшь?»

«Дом и ворота»

«Цветок»

«Птички».

3. «Сухой бассейн» - горох.

4. Обводка, штриховка, раскрашивание буквы Й, картинок с изучаемым звуком.

Работа в прописях.

5. Речевая игра «Слог сбежал» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 16, 17; бельевые прищепки.

Книга: Большакова С. Б. «Работа логопеда с дошкольниками», стр. 26 - 28.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 31; ёмкость для пальчикового бассейна, горох.

Трафареты, рабочие тетради, прописи, раскраски, простые и цветные карандаши.

Картотека игр.

4. 1. Упражнения с прищепками :

«Божьи коровки»

«Крокодил»

«Бабочки».

2. «Сухой бассейн» - горох, фасоль

3. Самомассаж рук карандашом, грецким орехом:

«Волшебный карандаш»

«Колобок»

«Клад»

4. Раскрашивание, штриховка буквы Ь, соответствующих картинок.

работа в прописях.

5. Речевая игра «Цветные фишки» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 17 - 18; бельевые прищепки.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 31; ёмкость для пальчикового бассейна, горох, фасоль.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 18; простой гранёный карандаш, грецкий орех.

Рабочие тетради, прописи, раскраски, простые и цветные карандаши.

Картотека игр.

5. 1. «Сухой бассейн» - горох, фасоль, макароны.

2. «Волшебный карандаш»

«Колобок»

«Клад»

«Яйцо».

3. Упражнения с мячом – «ёжиком».

4. Пальчиковые игры:

«Репка»

«Цепочки»

«Ладонь - кулак»

«Поочерёдное соединение пальцев».

5. Раскрашивание, штриховка картинок из книг - раскрасок.

6. Речевая игра «Какое слово получилось?» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 31; ёмкость для пальчикового бассейна, горох, фасоль, макароны.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр 8, 18 -19; простой гранёный карандаш.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 19; массажный мячик - ёжик.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 10 - 13.

Различные раскраски

Картотека игр

Итого: 5

Май

1. 1. Упражнения с мячом – «ёжиком»

«Иголочки».

2. Упражнения с пробками «Мама в магазин ходила»

3. Упражнения с чётками

4. Пальчиковые игры с предметами:

«Клад»

«Яйцо»

«Карусель».

5. Раскрашивание, штриховка картинок из книг - раскрасок.

6. Речевая игра «Чудесный мешочек» Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 4.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 19; массажный мячик - ёжик.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 6.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 24; пластиковые пробки.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 26; чётки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 18 – 19; простой гранёный карандаш, яйцо из «киндер-сюрприза».

Различные раскраски

Картотека игр

2. 1. Упражнения с чётками.

2. Упражнения с бусами.

3. Упражнения со счётными палочками.

4. Пальчиковые игры с предметами:

«Яйцо»

«Карусель».

5. Раскрашивание, штриховка картинок из книг - раскрасок.

6. Речевая игра «Сколько звуков?» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 26; чётки.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 27, бусы.

Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», стр. 27; счётные палочки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 19; яйцо из «киндер-сюрприза», карандаш с прикреплёнными к нему ленточками.

Различные раскраски

Картотека игр

3. 1. «Сухой бассейн» - горох, фасоль, макароны.

2. Самомассаж шишками, щётками – «Ежи».

3. Упражнения с прищепками :

«Бабочки»

«Крокодил».

3. Пальцеход:

«Лабиринт»

«Удав"

«По ягодки».

4. Раскрашивание, штриховка картинок из книг – раскрасок; работа в прописях.

5. Речевая игра «Будь внимателен» Книга: Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», 31; ёмкость для пальчикового бассейна, горох, фасоль, макароны.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 20; еловые шишки, бельевые щётки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 17 – 18; бельевые прищепки.

Книга: Бычкова Е. Н., Перминова Е. В., «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики», стр. 14 – 16; коврики с нашитыми пуговицами.

Различные раскраски, прописи для дошкольников.

Картотека игр

Итого: 3

Итого: 34

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у детей посредством речевых игр и упражнений
Опубликовано: 3 сентября 2021 в 09:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД