Татьяна Затяева
Развитие художественно-творческой активности, воображения, ассоциативного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. В ней представлена система работы по художественно эстетическому направлению образовательной программы дошкольного учреждения.
Та страна, которая будет учить
своих детей искусству, превзойдет
все остальные
Д. Дидро.
Какой родитель не мечтает видеть своего ребёнка гармонично развитым, ярким, активным, успешным? Потребность в творчестве, в созидании – одна из характеристик целостного, гармоничного человека, внутренне не зависящего от внешних обстоятельств, имеющего ясные позиции по отношению к жизни. Такой человек воспринимает и переживает жизнь, как бесконечный поток возможностей, среди которых он выбирает свой путь, следуя своим истинным смыслам, переживая чудо единения с миром в процессе своего жизнетворчества. Начинается этот процесс в детстве с пробуждения интереса к познанию себя и окружающего мира.
Публикация «Развитие художественно-творческой активности, воображения, ассоциативного мышления» размещена в разделах
Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта. Что же считается основным в обучении художественному творчеству? Ребёнку необходимо дать средства для выполнения той деятельности, которой он хочет заниматься. Если он занимается живописью, ему надо научиться элементарно, пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов и т. д. Но дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребёнок остаётся на уровне ремесла, а не творчества. Важно ещё вложить в свое произведение то, что называется душой, а психологами определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт. Есть ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведения. Воображение – основа любого творчества. Развитие художественно-творческой активности, воображения, ассоциативного мышления. Такое целеполагание предполагает решение следующих задач:1. Разработка и адаптация системы работы по развитию художественно- творческой активности детей дошкольного возраста. 2. Создание оптимальных условий для самовыражения ребёнка вразличных видах изобразительной деятельности.
3. Обеспечение личностно-ориентированого подхода в организации занятий на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Система работы включает следующие направления:
- Развитие изобразительных навыков;
- Развитие воображения и фантазии;
- Развитие эмоционально-чувственной сферы детей.
Система работы строится на следующих принципах:
- Всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка.
- Признание самоценности детства.
- Педагогика сотрудничества.
- Культивирование многообразных форм игровой деятельности.
- «Познай себя через другого» (через образы искусства).
В соответствии с высказыванием Н. А. Ветлугиной: «Важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, воспитывающегося в коллективе»[3, с. 38], вокруг детей создано пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на эмоционально-чувственную сферу. Поэтому направленияработы не вытекают одно из другого, а взаимодополняют друг друга. Система по развитию творческой активности детей основывается насоздании необходимой психологической атмосферы, на основе убеждения в необходимости принятия малыша таким, какой он есть, веры в его творческие возможности и создания условий для самовыражения.
Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребёнка, со становлением его потребностей и интересов, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний, от простого к сложному.
Система работы состоит из двух этапов.
Задачи первого этапа:
1. Развивать зрительное восприятие.
Овладение умением изображать что-либо невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать предмет, надо хорошо с ним познакомиться: запомнить его форму, цвет, величину. Исследователи указывают, что плохое владение инструментом, собственной рукой, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими выступают как различного рода затруднения при решении изобразительных задач, что мешает ребёнку передать в рисунке задуманное, порождает неудовольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще [17, с. 26]. Поэтому начинаем с «азбуки» изобразительной деятельности, без которой невозможен полёт детской фантазии, мысли. Пользуемся принципом опоры на какое-либо качество, присущее множеству предметов. Например, просим детей назвать предметы, в основе которых лежит геометрическая фигура – круг (овал, квадрат, треугольник) или одновременно круг и квадрат, овал и круг и т. д., а потом нарисовать их. В процессе сравнения двух объектов, с помощью дидактических игр : «Узнай предмет по описанию», «Нарисуй предмет по отличительным признакам» организуется дружеское обсуждение. Так признаки, по которым происходит отбор предметов, становятся своеобразным «опорным сигналом» для восприятия. 2. Научить пользоваться палитрой и смешивать краски, получать практически бесконечное количество оттенков. К 3 годам ребёнок знает весь ряд хроматических цветов. Но сколько разных, совсем не похожих оттенков цвета в окружающем мире мы называем одним и тем же словом, к примеру, «зелёным». Дети сами дают названия своим цветам (цвет берёзовых листочков, цвет молодой травки и др.). Учим детей пользоваться палитрой и смешивать краски, получать практически бесконечное количество оттенков. Используем игры – соревнования: «Кто, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков какого-либо цвета. сопровождающее задание: «Придумайте название своему оттенку». Играя в такие игры, ребёнок чувствует себя уверенным в удивительном мире цвета, умеет предвидеть результаты сложных смешиваний красок, получать на палитре нужный ему оттенок.
3. Развивать навыки точного движения руки.
Для успешного воплощения замысла ребёнку необходимы навыки точного движения руки. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Нарисовав событие ребёнку потом легче рассказать о нём. Поэтому мы используем разные по содержанию игры, направленные на развитие мелкой моторики :
- Игры, сопровождаемые речью.
- Игры с предметами. Дети выкладывают из крупы, ниточек, бисера
различные предметы. Это могут быть ответы на загадки, герои
стихотворений или небольшого произведения.
- Игры на листе бумаги.
4. Развивать способности в выражении и различении эмоционального
состояния.
Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. А это своеобразное личное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Научиться понимать свои чувства и эмоции, тражать их в поведении и рисунке детям помогают игры и упражнения, развивающие эмоциональное состояние: «Встреча с другом», «На лесной полянке» и др. Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Вследствие того, что результаты диагностики показали низкий уровень передачи динамического состояния изображаемого объекта, в систему занятий включаем упражнения, при выполнении которых у ребёнка в воображении возникает конкретный образ: •Изобрази лыжника, балерину, космонавта, обезьянку. Изобрази птицу, которая сидит на ветке, пьёт, поёт, мечтает. •Дети придумывают загадки о предложенном объекте, а другие изображают то, что представили себе в отгадке. •Ребё нок выражает внутреннее состояние с помощью всевозможных средств выразительности: жестов, поз, мимики, движений. Развитие творческой активности происходит благодаря всем вышеизложенным методам и приёмам, что позволило на втором этапе работы применять задания, игры-эксперименты, проблемные ситуации, позволяющие детям выйти на более высокий уровень художественного развития.
Задачи второго этапа:
1. Осознание и принятие ребёнком принципа связи цвета и настроения, характера и чувства.
Искусство смешивания красок – это не бесцельное умение перебирать на палитре всевозможные сочетания цветов. Поэтому на втором этапе работы используем игры-эксперименты: например, раздаём детям цветные квадраты, среди которых светлые и тёмные тона, насыщенные и мягкие. Спрашиваем: какой «характер», какое «настроение» у этих цветов? Есть ли среди них «добрые» и «злые», «весёлые» и «сердитые» [2; с. 44]. Применяя такую игру, можно увидеть, что у ребёнка существует связь цвета и настроения, изображая в рисунке «добро» или «зло», можно обнаружить, что ребёнку цвет не безразличен, он чувствует его эмоциональное воздействие и пользуется им как выразительным средством. С помощью таких игр, познавая и овладевая выразительными возможностями цвета, ребёнок по-другому воспринимает его и в самой действительности.
2. Развитие воображения.
Важная творческая способность выражается в умении видеть мир единым, целостным, без незаполнимых разрывов. Это способность, которая с годами слабеет, глохнет у большинства людей, если её не развивать и не закреплять в детстве. Для приобретения силы воображения я учу детей видеть во всём, что их окружает, не бесстрастную объективность внешнего мира, а то, что отвечает человеческим чувствам, соизмеримо с ними, может их вызывать и выражать. Решение поставленной задачи достигается с помощью игровых приё мов: «Что на что похоже?», «Какое бывает», «Угадай, кто это?», «На что это похоже?»; проблемных ситуаций: «Представь, что ты…», сценок – импровизаций. Так дети привыкают искать в видимых формах предметов и явлений характер, настроение. С целью актуализации мотивации: предлагаем детям представить, что они сказочники, художники, строители и т. д. Обыгрываем изобразительный материал (кисточки, краски, восковые мелки, и т. п.) С ними можно разговаривать, соревноваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься с горки», «прыгать как зайчик и т. п.). Во время занятия использую задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Нарисуй животное, какого нет и не было на белом свете», игру «Картинки невидимки». На подведении итогов используем приём обыгрывания изображения. Например, на занятии «История о морском царстве» дети оживляли нарисованных ими подводных жителей, составляли о них рассказы. Используем разные техники нетрадиционного рисования, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Это рисование свечой, рисование «по мокрому», «кляксография», «монотипия», «печатание», «набрызг», «ниткография», «граттаж», рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей и объёмных аппликаций (рисование по песку, рисование солью и т. д.). Для развития творческого воображения используем «Копилку творческих заданий». Это дорисовывание различных элементов: игры с точкой, геометрическими фигурами, кляксами, пятнами; задания: «Дорисуй», «Забывчивый художник», «Оживи камешки», «Картинки невидимки».
3. Создавать у ребёнка целостное представление о мире, воздействовать на становление его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку и окружающему миру.
На занятиях объединяю различные виды искусства, что, с одной стороны обусловлено детским синкретизмом (способностью одновременно воспринимать предметы и явления жизни всеми органами чувств, а с другой стороны – спецификой предмета. Изобразительное искусство – это занятие, на котором формируется диалогическая культура ребёнка в его отношениях с окружающим миром, «родственное» внимание к миру. А все сущее как раз и зафиксировано (только по-разному) в главнейших семиотических средствах культуры: изображении, слове, интонации. Таким образом, искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством [14, с. 5]. Интеграция деятельности педагогов и родителей.
Рис. 1. Направления деятельности педагогов и родителей по
развитию художественно-творческой активности. ТАБЛИЦУ!
Для полихудожественных занятий разработаны творческие задания на активизацию внимания, на развитие ассоциативного мышления, на развитие воображения и фантазии. Индивидуальные и дополнительные занятия используем для работы с отдельными категориями детей:
- Формирование элементарных изобразительных навыков у детей с отставанием в развитии;
- Расширение изобразительных возможностей у потенциально одарённых детей.
Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов, тем самым создавая творческую, мыслящую, гармонично развитую личность ребёнка. Успех используемой системы работы во многом зависел от профессионализма в построении работы с родителями, воспитателями группы, музыкальным руководителем.
Библиографический список
1. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /
О. А. Белобрыкина. – Новосибирск, 1993.
2. Дошкольное воспитание. Словарь терминов / Сост. Н. А. Виноградова. – М. : Айрис-пресс, 2005.
3. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок / Н. А. Ветлугина. – М. : Педагогика, 1972.
4. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский – М. : Издательство АПН РСФСР, 1998. 5. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – №6.
6. Казакова, Т. Г. Развиваем детское творчество / Т. Г. Казакова. – М. : Педагогика, 1972.
7. Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. – М. : Линка-Пресс, 2003.
8. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И. А. Лыкова. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
9. Мелик-Пашаев, А. А. Художник в каждом ребёнке / А. А. Мелик-Пошаев,
З. Н. Новлянская. – М. : «Просвещение», 2008.
10. Самолдина, К. А. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников /К. А. Самолдина, Е. П. Маркова. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
11. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2004.
12. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. – М. : Айрис пресс, 2004.
13. Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста /Н. В. Шайдурова. - М. : Торговый Центр, 2008.