МААМ-картинки

Развитие игровой деятельности в раннем возрасте

Наталья Ланина
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте

Развитие игровой деятельности в раннем возрасте

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.

Игровая деятельность имеет важное значение в развитии ребенка. Игра - это одно из важных средств познания окружающего мира, сложная, внутренне мотивированная, но в тоже время легкая и радостная для каждого малыша деятельность. Она способствует поддержанию хорошего настроения, обогащению чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. Игра является важным условием социального развития : в ней дети учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретают навыки произвольного поведения и самостоятельности, учатся общаться со сверстниками и старшими детьми.

Публикация «Развитие игровой деятельности в раннем возрасте» размещена в разделах

Игра не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть – со взрослыми, со старшими детьми. В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в воображаемом пространстве, представляемом. В игре происходит «оживление» игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться друг от друга. Благодаря игре обычный носовой платок может стать одеялом или плащом, цветком, скатертью, а простой карандаш – превращается в самолет, флаг, градусник.

Все это происходит в сознании, в фантазии ребенка. Чтобы игра стала развивающей, ребенка надо научить играть. Благоприятным периодом для зарождения игры является ранний возраст. Именно в этом возрасте создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности – процессуальной игры. Ее суть заключается в самом процессе действий ребенка с игрушками или предметами-заменителями. Игра «понарошку», отсюда и название – процессуальная. Ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, о чем он узнает из мультфильмов и детских книжек.

Значительное место в игровой деятельности детей раннего возраста занимают сюжетные игры со строительным материалом. В основе их лежат конструктивные умения детей. Такие игры разворачиваются вокруг простых построек (дорожка, по которой идут куклы, едут машины; забор, за которым живут животные; поезд, на котором едут разные герои; ворота, домик, башенка, мебель, которые обыгрываются с куклами, соразмерными строительному материалу; гараж для машин и др.)

Сюжетные игры со строительным материалом включают в себя два этапа: создание постройки (взрослым, детьми совместно со взрослым, самими детьми) и ее обыгрывание (создание вокруг постройки цепочки игровых действий). Игры детей раннего возраста в основном не устойчива, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

Сюжетно - ролевые игры – игры, являются зеркальным отражением поведения взрослого в быту, к ним относятся игры с куклой (дочки-матери, врач, садовник и д. р.) Этот вид игры начинает формироваться к 2- 2,5 годам, хотя кормить, укачивать куклу, укладывать ее спать ребенок начинает раньше в 1г. 5 мес. -1г. 9 мес.

Дидактические игры. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактичес-кая задача, она скрыта от ребенка игровой задачей. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой –(«Что лишнее», «Дорисуй картинку», «Где чей малыш», «Кто где живет», «Собери по цвету, форме, величине» и др).

Сенсорные игры - эти игры дают ребенку опыт взаимодействия с самыми разнообразными материалами: бумага, песок, глина, пластилин, дерево, вода и др. Данный вид игр позволяет развить сенсорные ощущения : зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Игры с сыпучими материалами, пластилином. При взаимодействии с песком, сыпучими материалами у детей стабилизируется эмоциональное состояние; развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.

Игры с предметами – позволяют ребенку развить внимание, память, мышление, речь. Это игры с пирамидками, кубиками, матрешками, вкладышами.

Сачки, удочки, черпачки. В процессе этих игр-занятий дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания, цепляния игрушки различными орудиями. Например, большие и маленькие, плавающие и тонущие предметы, предметы, пригодные для ловли в воде.

Каталки, тележки, мяч. В играх с мячом, каталками и тележками ребенок учится захватывать ручки тележки или каталки, веревочку, к которой привязана машинка; управлять движением предмета, меняя его скорость и направление; координировать свои движения и движение предмета.

Игры с прищепками- игры позволяют развить мелкую моторику, воображение ребенка, внимание, мышление.

Игры - драматизации. В педагогический процесс могут быть включены игры – драматизации. Игры – драматизации используются как один из методов обогащения самостоятельных игр и формирования положитель-ных взаимоотношений. Игры – драматизации могут проводиться с использованием кукольного театра. Различные сценки, этюды по составленным сценариям помогают формировать у детей определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам.

Играя с ребенком:

• Создайте в семье благоприятную обстановку основанную на любви, взаимопонимании, терпении;

• Знакомьте ребенка с окружающим его предметным миром, но не забывайте о безопасности;

• Предоставьте ребенку свободу его действиям, позвольте ему поэкспериментировать с предметами, покажите сами, что именно можно сделать с предметом, как с ним играть, наберитесь терпения;

• Подберите для игр яркие игрушки. Их не должно быть много, достаточно 3 - 4х, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, ему будет сложно выбрать игрушку;

• Играя с ребенком озвучивайте все свои действия, игровая деятельность не должна происходить в тишине. Самолет – летит (ж-ж-ж).

• Постепенно сокращайте свое участие в игре, предоставьте ребенку самостоятельность;

• Повторяйте игры. Ребенок должен запомнить правила игры, последовательность действий, а когда игра усвоена, можно поменять правила, героев, а можно изменить последовательность

Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта деятельность довольно разнообразна. По своему желанию дети вольны выбирать любую игру, будь то сюжетно - отобразительная, или игра со строительным материалом, или игра- драматизация, игра- забава, подвижная игра, взрослый предложит дидактическую игру – какое разнообразие видов игр! Но это разнообразие не просто баловство для ребенка – это приятный и занимательный труд, учение, воспитание.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Конспект занятия «Как ухаживать за комнатными растениями в раннем возрасте, или Наши первые открытия»Конспект занятия «Как ухаживать за комнатными растениями в раннем возрасте, или Наши первые открытия» Цель: Формирование у детей представлений о структуре трудового процесса. Задачи: 1. Учить детей - с помощью моделей принимать цель, определять.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Развитие эмоций в совместной игровой деятельности  (младший дошкольный возраст)Развитие эмоций в совместной игровой деятельности  (младший дошкольный возраст) Эмоциональная сфера ребенка - один из главных факторов, определяющих его психическое здоровье и становление его исходно благополучной.

Воспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрастеВоспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрасте Игры с сенсорной коробкой одни из самых любимых у детей дошкольного возраста. Их любят и мальчики и девочки. А в младшем возрасте играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 13:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД