Получи документы

Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»

Кудрявцева Анастасия В
Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»

Представляю вашему вниманию методическую разработку. Технологическая карта утреннего круга. Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План – дело – анализ» в режимных моментах.

В настоящее время одной из важных задач современной системы образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Предмет исследования: технология «План – дело – анализ» как средство развития инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в режимных моментах.

Публикация «Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии „План — дело — анализ“» размещена в разделах

Цель исследования: теоретически обосновать и доказать на практике результативность использования технологии «План – дело – анализ» в режимных моментах для развития инициативности и самостоятельности у старших дошкольников. Среди показателей самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ученые выделяют:

– стремление решать поставленные цели без взрослых;

– умения ставить цели и выполнять простейшее планирование деятельности;

– воплощать задуманное и получать результат, соответствующий поставленной цели.

«План– дело– анализ» можно назвать дневным циклом жизнедеятельности детей. Основные формы дня – самостоятельная и совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно-развивающей среды, непосредственная образовательная деятельность в режимных моментах, обучение в процессе совместной деятельности, педагогическая поддержка самостоятельной деятельности. В том числе (но не только) в совместно выбранных и организованных совместными усилиями открытых учебных тематических проектах.

Технология «План – дело – анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

Технология «План – дело – анализ» состоит из достаточно продолжительных компонентов, которые реализуются на протяжении всего дня:

- утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.,

- индивидуальная или совместная деятельность;

- итоговый сбор, на котором подводятся итоги.

Общая длительность дневного цикла 1,5–2 часа, что позволяет использовать данную технологию как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания детей.

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, основанного на методе проектов – итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в ка-ком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.).

Задачи итогового сбора:

- предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности;

- организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; Задачи итогового сбора:

- организовать процесс рефлексии;

- продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности;

- обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели;

- наметить последующие шаги (перспективы развития проекта).

- заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.

На итоговый сбор дошкольники приносят все то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями и т. д.

На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. Общее время итогового сбора может меняться, в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 минут).

Опыт реализации технологии «План – дело – анализ» был представлен воспитателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» Алексеевского городского округа Сапелкиной Л. В. По результатам проведенных диагностик в начале проведения процесса и в конце, воспитатель сделал следующие выводы:

- начале каждого учебного года дети испытывали затруднения высказывать свое мнения в выборе вида деятельности, своих действий и т. д., к маю у 95% детей значительно выросли способности самостоятельно высказывать свое мнения о выборе детской деятельности, действий, материалов, партнёров;

- так же на начало учебного года только 6% старших дошкольников смогли самостоятельно выбрать и выполнить вид деятельности до конца, а в конце учебного года уже 85% детей;

- на начальном этапе дети старшего дошкольного возраста затруднялись самостоятельно организовать свое рабочее место. В конце каждого учебного года более 80% детей самостоятельно без помощи могли организовать свое рабочее место.

Педагоги, которые реализуют данную технологию в детском саду отмечают, что после её внедрения дети старшего дошкольного возраста избирательно проявляют инициативу в познании, творчестве, в установлении и поддержании социальных контактов в организации и реализации собственной деятельности.

Технологическая карта утреннего круга на понедельник

Этап Задачи этапа Деятельность воспитателя Формы, методы и приёмы Предполагаемая деятельность детей Результаты

1. Приветствие Привлечь внимание детей и организовать взаимное приветствие Игра «Путешествие по кругу»

Дети сидят в кругу, и каждому из них дается возможность приветствовать соседа слева и справа используя при этом жест, звук или слово. Это создает цепочку приветствий вокруг круга. Групповая, Словесные:

художественное слово.

Практические: игра. Слушают звон колокольчика и собираются в круг, приветствуют друг друга. Дети собрались и настроены на предстоящую совместную деятельность.

2.

«Новости дня» Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать

друг друга и пр.) Беседа земля наш общий дом, планета, на которой мы живем» Ц. : раскрыть идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе Групповая,

Словесные: беседа, рассказ Наглядные: показ картинок

- говорить по очереди,

- не перебивать,

- слушать друг друга и пр. Дети вспомнили и назвали правила.

Информирование: спросить и выслушать новости детей и сообщить им новости, которые могут быть полезны для них. Информирование детей о погоде, которая ждет их в данную неделю Групповая,

Словесные:

беседа, рассказ Делятся новостями.

Один из детей рассказывает, какую погоду он любит больше всего. Дети обсудили новости и выразили своё отношение

Проблемная ситуация:

Посмотреть в окно определить сезон и погоду

Развивающий диалог :

Рассказ что видят за окном

Задает вопросы, обращает внимание в окно, делится впечатлениями Групповая,

Словесные:

беседа, рассказ - говорить по очереди,

- не перебивать,

слушать друг друга и пр. Дети пришли к выводу о том, что важно знать погоду чтобы правильно одеваться.

3. «Календарь дел» Детское сообщество: создание условий для развития навыков общения, проявления инициативы. Данная задача реализуется на протяжении всего утреннего круга дети активно общаются друг с другом и

воспитателем, проявляют инициативу,

выдвигая и высказывая свои предложения и идеи.

Планирование :

стимулировать детей к совместному

составлению и обсуждению календаря дел. Описывает что сегодня ждет детей:

занятие «Береги природу

Работа в книжном уголке, просмотр иллюстраций, картин, альбомов по теме недели.

Д/И «Живая или неживая природа» Групповая, Словесные: беседа Практические: моделирование календаря дел. Слушают Дети определили мероприятия для календаря дел.

5. Завершающий ритуал Привлечь внимание детей и организовать взаимное приветствие Подводит итог. Групповая, Словесные: художественное слово.

Благодарят друг друга с помощью жеста «Дай пять!» Дети получили эмоциональное удовлетворение и положительный

настрой к предстоящей деятельности.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»
Опубликовано: 30 мая 2024 в 18:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»» (включая файлы) размещена пользователем Кудрявцева Анастасия В в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД