Марина Мосягина
Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры. Планирование.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры.
Игра ведущий вид деятельности детей.
А. С. Макаренко.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры, Планирование,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая культура дошкольника это – знания о природе и их экологическая направленность, умения, полученные на основе знаний, навыки - использование знаний и умений. Которые формируются в процессе взаимодействия с природой,
в игре, труде.
Дошкольное детство период игры. Дидактическая игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие, тренирует мыслительные способности, память, внимание, восприятие, воображение. Воспитывает интерес к приобретению новых знаний, закрепляет. Развивает речь ребёнка, общительность, умения строить взаимоотношения, подчиняться установленным правилам. В игре ребёнок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников, развиваются социальные чувства, волевые качества.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и
-игровым методом обучения детей.
-формой обучения.
-самостоятельной игровой деятельностью.
-средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка.
Исходя, из возрастных особенностей детей подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребёнка, элементов его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о природе.
Мною подобраны игры экологического содержания исходя из тематики недели.
Месяц
Тема
недели
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Сентябрь
«Овощи и фрукты»
Д/ и: «Чудесный мешочек»
«Вершки – корешки»
«Сад, огород»
Д/и «Съедобное - не съедобное»
Октябрь
«Осень»
«Перелётные птицы»
Д/и «Что, где растёт?»
Д/ и: «Летает, плавает, бегает»,
«Птицы, рыбы, звери»
П/и «Гуси-лебеди»
Д/и «Летает- не летает»
Ноябрь
«Хлеб - всему голова»
«Животные осенью»
Д/и «Что, где растёт?»
Д/и «Земля, вода, воздух»
Д/и «Четвёртый лишний»
Н/и «Что лишнее?»
Декабрь
Зима
Д/ и: «Хорошо, плохо»,
«Когда это бывает»
Январь
«Животные севера»
«Животные жарких стран»
Д/ и: «Кто где живёт»,
«Кого чем угостим»
Д/и «Четвёртый лишний»
Февраль
«Зимующие птицы»
Д/и «Назови одним словом»
Д/и «Воздух, земля, вода»
Март
«Весна»
Д/и «Когда это бывает»
«Да – нет»
Апрель
«Весенние воды»
«Перелётные птицы»
П/и «Ручейки, озеро»
Д/и «Назови одним словом»
Д/ и: «Летает, не летает»,
«Летает, плавает, бегает»
Май
«Первоцветы»
«Насекомые» Д/ и: «Что где растёт»,
«Назови три предмета», «Воздух, земля, вода, огонь»
Игра «Вершки-корешки»
Цель: Закрепить знания детей об овощах, месте, где растут.
Игровые действия:
1 вариант. Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
2 вариант. Воспитатель говорит «вершки», дети называют овощи, у которых съедобны вершки.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить знания детей о животных, развитие памяти и мышления.
Ведущий называет цепочку из слов, дети называют лишнее. Например:
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, оса.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: Закрепить знания детей о определённой группе предметов.
Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырё х слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
Игра «Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Игра «Воздух, земля, вода»
Цель: Закрепить знания детей о определённой группе предметов.
Игровые действия: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Возможен и другой вариант игры : воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океана.
Игра «Сад - огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Развивать у детей память, внимание.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
Игра «Летает, плавает, бегает»
Цель: Закрепить знания о способе передвижения объекта.
Игровые действия:
1 вариант. Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
2 вариант. Ведущий называет способ передвижения, дети называют объект.
Игра «Кто, где живёт?»
Цель: Закрепить место среды обитания животного, развитие памяти, мышления.
Игровые действия:
1 вариант. У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
2 вариант. Воспитатель называет животное, дети определяют место обитания.
Игра «Кого, чем угостим?»
Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Игровые действия:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица, а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный, солнечный день осенью – хорошо или плохо?». «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?». «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?». «Снежная зима – это хорошо или плохо?». «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?». «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?». «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?». «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Закрепить умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки, развитие памяти.
Игровые действия: Не вынимая из мешочка определить на ощупь овощи или фрукты.
Игра «Да - нет»
Цель: Учить мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Игровые действия:
Выбирается водящий, он отходит в сторону, дети загадывают живой объект (насекомое, рыбу, птицу, животное).Водящий задавая вопросы, на которые дети отвечают да или нет,пытается отгадать загаданное.
Игра «Назови одним словом».
Цель: Закрепить обобщающие понятия: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы» …
Игровые действия:
Дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам:
1. Огурец, помидор, лук, картофель…
2. Колокольчик, лилия, мак …
3. Земляника, малина, смородина…
Игра «Назови три предмета»
Цель: Упражнять в классификации предметов, развитие памяти.
Игровые действия: Ведущий бросает мяч и говорит «цветы», ребёнок называет три любых цветка.
Усложнение «Кто больше назовёт.
Игра «когда это бывает?»
Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе, развитие внимание, мышление, логику.
Игровые действия: Воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.
Игра «Что где растёт?»
Цель: Закрепить знание детей о растениях, месте произрастания.
Игровые действия:
1 вариант. Воспитатель называет растения, дети отвечают.
2 вариант. Воспитатель называет место произрастания растения, дети называют растения.