Наталья Тямусева
Развитие интонационной стороны речи как средства коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Тряпкина воспитатель СП ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" пос. Придорожный м. р. Волжский Самарской области "Детский сад "Чудо-Град"
«Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее чётко выразить своё отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях».
Говоря об интонационной выразительности речи, сразу вспоминается показательная фраза из сказки «Двенадцать месяцев» : «Казнить нельзя помиловать!», которая ярко показывает важность этого свойства речи. У детей с речевыми нарушениями, особенно, такими как дизартрия, заикание, тахилалия (быстрый темп речи, брадилалия (медленный темп речи) страдает целый ряд просодических элементов речи.
Публикация «Развитие интонационной стороны речи как средства коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время существует проблема, которая заключается в том, что, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Недостаточная интонационная выразительность может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, ограничивая коммуникативные возможности детей, ухудшает их адаптацию в обществе. Что влечет нарушение чтения и письма в школе. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи, а сформированность интонационной стороны речи служит предпосылкой для успешного обучения в школе.
Всё это делает тему развития, формирования выразительности речи у детей актуальной!
Для эффективной работы нами были поставлены следующие задачи:
сформировать у детей навык правильного речевого дыхания; обучить детей восприятию и воспроизведению речевого ритма; развить у детей умение модулировать голос по силе и высоте; научить детей определять ударение в слове и во фразе; развивать навык восприятия и воспроизведения повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации; научить детей передавать различные виды интонации с помощью невербальных средств общения, используя мимику и пантомимику; создать условия для использования детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний на занятиях и в различных ситуациях в процессе общения.
Работа проводится практически на всех занятиях. Каждое занятие начинается с дыхательных упражнений потому, что большое значение в формировании интонационной выразительности речи имеет техника дыхания и голосообразования. Именно поэтому в подготовительный период мы начинаем работу по постановке фонационного дыхания. Наиболее продуктивной является дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, по которой, мы, педагоги, прошли курсы повышения квалификации. Особенностью этой методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно. Детям нашей группы понравились такие упражнения, как «Насос» и «Обними плечи». С их помощью мы уже за короткое время добились возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки стали более гибкими и подвижными. [1].
Потом переходим на упражнения по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. Используем в работе очень много различных игр и упражнений.
Упражнение «Барабанщик» Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи. Материал. «Барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18х25 см выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот, дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
Упражнение «Дирижеры» Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух. Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей). Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз. [2].
Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: игра «Громко-тихо» ( ситуации: Пожар, «Мама спит»). Умение изменять силу голоса - одно из важнейших его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Очень интересная форма работы над интонацией – это научить детей передавать различные виды интонации с помощью невербальных средств общения, используя мимику и пантомимику. Нам понравились такие игры:
«Через стекло» : Дети разбиваются на пары. Их разделяет воображаемое стекло, которое не позволяет слышать друг друга. Дети по очереди должны попытаться рассказать какую-либо новость, договориться о чем-нибудь. «Угадай эмоцию» : Дети стоят в кругу. Один из участников выражает эмоцию (гнев, радость, удивление и т. д., другие пытаются угадать, какую эмоцию изобразил водящий. [2].
Для формирования умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи мы использовали различные игровые упражнения, содержанием которых были следующие задания: определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка; определить на всем протяжении рассказа (стихотворения, как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком); определить подходящий для высказывания темп речи; произнести по сигналу фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном); разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа; моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи, например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда. [3].
В период активной тренировки мы с детьми разучиваем разнообразные диалоги и разыгрываем их в парах: «Разговор с маленьким ребёнком», «Разговор с другом», «Мама и дочка» и многие другие придуманные самими детьми диалоги. Очень активно используем театр «Би-ба-бо», с помощью которого идёт закрепление полученных навыков и знаний об интонационной стороне речи. В диалогах, ролевых играх, дети раскрепощаются, проявляют эмоции, преодолевают психологический барьер, отрабатывают не только интонацию, но и навык слитной плавной речи. [2].
«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк, бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать её поток и восклицать: О! Как же ты красива!» (Е. Щукина).
Библиографический список.
1. М. Н. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» методическое пособие «Айрас дидактика»
2. О. Е. Стрижевская «Чудесный мир звучащего слова» / Тамбов, 2014г.
3. Радионова, Ю. Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников / Ю. Н. Радионова // Ребёнок в детском саду. – 2006г.