Корзова Ольга
Развитие историко-культурной темы в системе дополнительного образования посредством музея
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие историко-культурной темы в системе дополнительного образования посредством деятельности музея
Корзова Ольга Анатольевна, педагог-организатор МБУ ДО «СДДТ»
С 31 марта 2022 года одним из главным документов, определяющих работу системы дополнительного образования в нашей стране, стала «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Публикация «Развитие историко-культурной темы в системе дополнительного образования посредством музея» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Она направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.
Реализация данной концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I этап – 2022 – 2024 годы;
II этап – 2025 – 2030 годы.
На I этапе реализации Концепции планируется
– создать сеть технологических кружков (для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, школьных театров, школьных медиацентров.
К концу реализации I этапа Концепции в каждой образовательной организации должен появиться свой музей.
На данный момент в некоторых образовательных организациях города Архангельска есть такое структурное подразделение как школьный музей.
Например, в Соломбальском Доме детского творчества с 1974 года функционирует Музей истории пионерской организации Соломбальского района. В сентябре 2021 года, после небольшого перерыва, он вновь начал
свою работу с обновленной экспозицией «Салют, пионерия!». Так сложилось, что коллективу СДДТ не пришлось создавать новую экспозицию, а лишь обновить или правильнее сказать осовременить уже действующую, посвященную Пионерской организации. А ведь именно создание экспозиции является одним из самых важных моментов в работе музея.
Что же такое музейная экспозиция? Вот лишь некоторые из определений:
Музейная экспозиция — это своеобразная «искусственная среда», где хранящиеся в музее предметы, изъятые из бытования и вырванные из контекста культуры, формируют новый текст и становятся музейными предметами или объектами в статусе экспонатов;
Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений;
Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации.
На данный момент на просторах интернета можно найти большое количество методических рекомендаций, которые рассказывают о принципах и методах создания музейной экспозиции. Они очень похожи друг на друга, а отличаются лишь некоторыми формулировками.
Изучив эти методические рекомендации и применив собственный опыт обновления экспозиции, представляем вам алгоритм создания музейной экспозиции.
Алгоритм создания музейной экспозиции
1. Концепция экспозиции
На данном этапе формулируются цели и задачи экспозиции, и определяется тематика будущей экспозиции.
2. Поиск предметов
Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом.
3. Тематико-экспозиционный план
Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции.
4. Архитектурно-художественное решение экспозиции
В процессе архитектурно-художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция.
5. Размещение оборудования и экспонатов
Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать концепции и тематико-экспозиционному плану музея.
6. Монтаж экспозиции
Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги – не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств.
Следуя данного алгоритму создания музейной экспозиции и более подробно изучив методические рекомендации, вы сможете создать экспозицию в своей образовательной организации.
Деловая игра «Паспортизация музея»
Но верно ли утверждение «музейная экспозиция = школьный музей». Нет, не верно. Для того, чтобы получить статус «Школьный музей» получить номерное свидетельство с занесением информации о музее в городской, областной и Всероссийский реестры школьных музеев, получить возможность размещать информацию о свой деятельности на сайте школьных музеев страны, музей должен быть паспортизирован.
Что же такое паспортизация музея?
Паспортизация школьного музея – это процедура установления соответствия требованиям Методических рекомендаций о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами и оформления необходимого пакета документов, указанного в Положении о паспортизации школьных музеев Российской Федерации.
Игра «Паспортизация музея» проходит в формате диалога между ведущим и аудиторией. В ходе игры выстраивается схема паспортизации школьного музея, где конечный итог – получение свидетельства о паспортизации музея и его регистрация в реестре школьных музеев.
Нужно отметить, что наличие музея в образовательной организации – это прекрасная возможность для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, что очень актуально в современных реалиях.