Олейник Екатерина Игоревна
Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО.
Олейник Екатерина Игоревна,
старший воспитатель МБДОУ № 150 Ростов –на -Дону. [/i]
Актуальность проблемы: Дошкольное образование является важной основой непрерывного образования подрастающего поколения, где закладываются первые азы познания ценностей окружающего мира ребенка. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, приоритетной задачей дошкольного образования является всесторонне развитие личности.
Публикация «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изостудия, кружок ИЗО
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, одной из задач является: «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности (И. Л. Базик, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. С. Макарова, В. С. Мухина, Н. Н. Подъяков, Л. В. Компанцева, А. П. Усова, Р. М Чумичева и др.)
В эпоху научно – технического прогресса, жизнь становиться все разнообразней. И она требует от человека не привычных действий, а гибкости, подвижности мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста. Философ Э. В. Ильенков считает, что в истоках первых детских образов скрывается тайна зарождения и развития ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения. Важную роль в развитии творчества дошкольников играет художественная деятельность. Особое место в художественной деятельности ДОО занимают – художественная студия, кружки, как дополнительные услуги, которые позволяют удовлетворить запросы родителей, в большей степени учитывать индивидуальные склонности ребенка, удовлетворять интересы и потребности личности, способствовать её саморазвитию, о чем в своих научных работах и исследованиях указывают Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А Платохина.
Исследователи Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Н. В. Подашуль доказывают, что отсутствие принуждения, постоянная новизна и вариативность выбора создают условия для творческой деятельности детей в студии, делают художественную деятельность в студии привлекательной, а также является особым пространством жизнедеятельности детей, позволяющее учитывать современные тенденции науки и практики в осуществлении художественного – эстетического образования детей в предшкольном возрасте.
В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у дошкольников изобразительного творчества, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры (Е. В. Бондаревская, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, С. В. Кульневич и др.).
Таким образом, актуальность проблемы, необходимость ее решения определили цель исследования: выявление эффективных условий развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
В ходе диагностического обследования нами решались следующие задачи:
1. Подобрать методики для выявления уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников.
2. Выявить уровень проявления творчества у детей в рисовании на начальном этапе эксперимента.
2. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Из проведенного анализа и обобщения, полученных данных обследования детей старшего дошкольного возраста, мы сделали заключение, о том, что у детей преобладает уровень развития изобразительной деятельности и проявления творчества ниже среднего. В планировании педагогической работы отсутствует единство решаемых педагогических задач по данной работе, цели не всегда соответствуют содержанию, формам организации детской деятельности, не учитываются возрастные возможности.
На формирующем этапе исследования, целью которого мы определили создание таких педагогических условий, при которых развитие изобразительного творчества старших дошкольников будет наиболее эффективным. В ходе эксперимента мы решали следующие задачи:
1. Обогащение знаний, умений в области разных видов изобразительной деятельности.
2. Разработка системы планирования и творческих заданий по развитию изобразительного творчества детей.
3. Активизация разнообразной продуктивной деятельности совместной с взрослыми и самостоятельной детской.
При решении первой и второй задачи формирующего эксперимента была разработана и внедрена система планирования творческих заданий по развитию изобразительного творчества детей, с целью обогащения знаний и умений в области разных видов изобразительной деятельности.
Учитывая, как одно из необходимых условий для развития опыта изобразительного творчества от образов искусства, нами был заключен договор с музеем изобразительных искусств им. Пушкина г. Ростова – на - Дону и составлен перспективный план ежемесячного посещения тематических выставок согласно перспективному плану кружка «Акварелька».
Условием успешного формирования творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Нами было проведено анкетирование родителей детей, посещающих кружок «Акварелька», с целью выяснение представлений по проблеме художественно – эстетического развития дошкольников. Проанализировав результаты анкет, нами был составлен перспективный план взаимодействия с родителями и ДОО по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников. А так же разработана модель по взаимодействию ДОО и семьей. Цель модели: приобщение родителей к процессу формирования и развития творчества дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Таким образом, формирующий эксперимент позволил нам разработать педагогические условия, при которых развитие изобразительного творчества старших дошкольников в ДОО станет наиболее эффективным.
Целью контрольного этапа эксперимента стало: проанализировать результативность содержания работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Для анализа деятельности, проделанной на этапе формирующего эксперимента, мы воспользовались теми же методиками, что и на начальном этапе нашей работы, это такие методы, как: : индивидуальные беседы, направленные на изучение выявление особенностей предпочтения детей в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них; особенности освоений некоторых эстетических оценок и категорий. А так же диагностическая ситуация, которая помогает выявить освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявления творчества.
Исходя из анализа проделанной работы, можно сделать вывод: что у детей произошли значительные изменения в формировании творчества, стали больше фантазировать, искать новые способы для реализации своих замыслов. Содержание работ и поделок значительно обогатилось на итоговом этапе эксперимента. Работы детей стали более яркими и выразительными за счет добавления различных дополнительных деталей. Улучшилось и качество работ, они отличались старательным и аккуратным выполнением. Дети научились преодолевать стереотипы восприятия, а также находить новые нестандартные решения творческих задач. Из сводной таблицы экспериментальных ситуаций видна положительная динамика в освоении изобразительной деятельности и проявления творчества : 20% детей повысили уровень со среднего до средне – высокого, 30% детей имеют высокий уровень, 50% повысили уровень развития до среднего.
Анкетирование родителей подтвердило, что благодаря проведенным мероприятиям родители стали больше уделять вниманию к формированию творчества своих детей, помогать им в планировании и организации процесса дома.
Таким образом, анализ данных экспериментальной деятельности показал, что процесс направленной на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при внедрении в практику работы изостудии ДОО создания эстетически - развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-эстетическое поле проявления свободы творчества ребёнка. Целенаправленное планирование видов деятельности по развитию творчества дошкольников. Обеспечения целостного педагогического процесса развития творчества детей.
Список используемых источников:
1. Подашуль Н. В. Педагогические условия развития творчества детей. Ростов – на – Дону. 2001
2. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Креативное рукоделие для дошкольников. Ростов – на – Дону.