Светлана Нетягова
Развитие комплексных механизмов становления техники и деятельности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание, при грамотном подходе к решению общепедагогических задач и под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, положительно влияет на ребёнка. Правильно подобранные приёмы развивают психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
Публикация «Развитие комплексных механизмов становления техники и деятельности ребёнка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Задача музыкального руководителя в детском саду воспитывать любовь и интерес к музыке. Следует планировать свою работу с акцентом на максимальном, всестороннем развитии комплексных механизмов, становления техники и деятельности детей.
Использование наглядно-слуховых, наглядно-зрительных приёмов, оживляет занятие, поднимает настроение детей, побуждает к хорошему исполнению.
Практический метод, или метод упражнений связан с многократным повторением трудных мест, или всего произведения в целом. Но повторять одно и тоже очень скучно, поэтому мы используем:
- упражнения без музыки, под счёт, в своём темпе в течение 1, или
2- минуты,
- предварительно прорабатываем трудные места в песне, включая эти места, в качестве распевки,
- включаем игровые приёмы,
- используем сочетание приё мов:
1. упражнение детей по показу взрослого (практический +наглядный)
2. показ и объяснение педагога (наглядный + словесный)
3. объяснение педагога и упражнение детей (словесный + практический)
Используя те, или иные приёмы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков, или навыков выразительного движения, желательно фиксировать
Для себя, какие методы и приёмы помогают достичь хороших результатов.
Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности- методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребёнку. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. Выполняя музыкально- ритмические движения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
Парный танец может научить детей очень многому: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а ещё- механизм подстройки движений к музыке и к движению партнёра.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения; а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит как от состава группы и двигательных умений детей, так и от подготовки самого музыкального руководителя.
Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников.
Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости. Мы чаще всего используем игры инструментальные (сюжетные и не сюжетные, игры с пением и игра со словом.
К достоинствам игр с пением относится то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. А в игре со словом дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают меткость и выразительность языка. Дети развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, координацию движения со словом.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных и шумовых инструментах. Творческую активность легче формировать при передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях и этюдах,
(например, «Куры и лиса, «Придумай фигуру», «Кто лучше пляшет?»).
В игре на ударно-шумовых инструментах дети чаще всего импровизируют ритм, но могут справиться с заданием «Придумай и сыграй марш на барабане, бубне, колотушках».
Благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие, раскрывая свои потенциалы, становятся более уверенными и активными.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Оно помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на слоги «ля-ля», «тили-ли»,«туру-ру», способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистое интонирование, дыхание, дикция, правильному звукообразованию.
Необходимо следить чтобы дети брали дыхание в начале фразы и удерживали его до конца, «не разрывали» слово во время пения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Следует уделить внимание на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, на произношение твёрдых окончаний слов.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием можно использовать показ педагога, или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления песни «понюхать цветок» и сразу начать петь. Необходимо следить за осанкой детей во время пения.
«Прямо сидение» и «прямо стояние» способствует не только воспитанию правильного дыхания, но и тренировке внимания, развитию волевых черт характера.
В группах, где есть дети с нарушением речи, очень полезно пропевать не сложные вокализы с какими – либо гласными звуками, затем, транспонируя мелодию и меняя гласный звук.
Например, мелодию «ре-ми-фа-ми-ре» надо пропеть со звуком «а», затем на полтона выше со звуком «о», и т. д.
Очень полезно пропевать на одном звуке слоги «ми-мэ-ма-мо-му»,
А также имени ребёнка, состоящее из трёх слогов («Ма-шень-ка, или «Я- и- ду», проговаривание слов «здравствуйте», «до свидания». Хорошо использовать пропевание слов педагогом и повторение той же мелодии детьми, сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук («лесенка», «качели», «гармошка»).
Для активизации процесса запоминания необходимо использовать иллюстрации, игрушки, картинки, включать соответствующие движения, инсценировать песню. Можно играть с детьми в игру «Подсказку» : педагог поёт песню с остановками и ждёт, когда дети подскажут слово, которое он «забыл», или прочитать слово по губам педагога, которое «забыли» дети.
Повторение песен вместе с воспитателями, использование их в повседневной жизни, на занятиях, так же способствуют закреплению их в памяти детей. А уж если ребёнок поёт дома, или включает в исполнение знакомых песен в самостоятельную, или игровую деятельность, то значит песни ему очень понравились, и он запомнит их надолго.