Елена Кормильцева
Развитие коммуникативных способностей в раннем возрасте при ознакомлении с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. Родной язык иг-рает уникальную роль в становлении личности ребенка. Родная природа – это мо-гущественный источник, из которого человек черпает свои знания и впечатления. Развивая речь детей при ознакомлении с миром природы, мы можем добиться един-ства коммуникативного и познавательного развития детей.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей в раннем возрасте при ознакомлении с миром природы» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Свою работу мы начали с обследования детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой. Результаты наблюдений показали, что на высо-ком уровне находятся – 6 детей (27%, на среднем -12 детей (55%, на низком – 4 ребенка (18%). Многие дети вступают во взаимодействие друг с другом и воспита-телем, отвечают на вопросы, однако недостаточно развиты грамматическая и связ-ная речь. Многие дети затрудняются назвать домашних и диких животных. Поэтому особое значение стали приобретать вопросы развития речи при ознакомлении с ми-ром природы.
Мы поставили перед собой следующую цель: способствовать развитию речи детей при ознакомлении с миром природы, учитывая индивидуальные особен-ности детей.
После этого мы определи этапы работы:
1. Накопление представлений об окружающем мире, введение слов в пассив-ный словарь детей.
2. Активизация слов в речи
3. Развитие коммуникативных способностей (развитие фразовой речи).
Особую роль для всестороннего развития играет построение среды. Пред-метно-развивающая среда условно разделена на мини центры по линиям развития и областям. Среда мобильна, многофункциональна, отвечает требованиям и возрасту детей и их индивидуальным, возрастным особенностям, требования ООП и ФГОС ДО.
В своей работе мы учитываем индивидуальные особенности детей, состо-яние их здоровья. Например, малоактивных детей побуждаем к общению с помо-щью вопросов, чтения потешек, стихов. Следим за осанкой и посадкой детей, сни-жаем нагрузку в беге и прыжках детям, имеющих группу «радуга» и «змейка».
На первом этапе работы мы знакомили детей с окружающей природой. Ис-пользовались различные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание иллю-страций, предметов, картинок, объектов природы на прогулке, в группе, словесные (беседы, чтение художественной литературы, слушание музыки).
В соответствии с новыми федеральными требованиями, особое внимание уделяем игровой деятельности. В работе используем разнообразные виды игр:
- дидактические игры «Домашние и дикие животные», «Назови детеныша» и др, тематическое лото с изображение животных.
- подвижные игры «Кошечка» и др.
-игры для развития мелкой моторики рук «Сорока-сорока», «Этот пальчик»,
-игры с язычком «Как язычок песенку поет» (дети произносят звуки ау, оу и др.).
Активно применяем:
- игровые упражнения: «Накормим зверей», «Чьи детеныши?», «Громко-тихо».
-упражнения по развитию речевого дыхания «Подуй на кораблик, снежинку».
Когда дети накопили представления о природе, возрос интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу работы. Цель данного этапа активизация речи детей. Здесь мы используем словесные дидактические игры, которые форми-руют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Гуси –гуси га-га», активно используем прием поручений. После того, как ребенок выполнит задание, мы спрашиваем «что ты принес» или «что ты делал» (ребенок использует существительные и глаголы в речи). Разыгрываем ситуации непонимания «Я не могу понять что тебе нужно? – куклу или машинку».
На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи. Учим детей строить предложения из 3-4 слов. Используем рассматривание картинок, наблюде-ния, задаем вопросы, разучиваем стихи, потешки. Особенно детям нравятся сюжет-но-дидактические игры типа «День рождения куклы Маши», «Кукла заболела», «Кукла делает зарядку» и др. При проведении таких игр можно задавать ребенку большое количество вопросов.
Параллельно в работе с детьми мы осуществляем взаимодействие с роди-телями. В работе с родителями используем такие формы работы как:
- родительские собрания, анкетирование, беседы, участие родителей в осна-щении группы.
- совместные мероприятия: фотовыставки, обобщение семейных опытов
-информирование : консультации, памятки.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информи-рованности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержание контакта с семьей. Родители активно участвуют в его оформлении: делают фотографии, сов-местные рисунки, оформляют семейные опыты. При помощи таких форм работы мы стараемся приобщать родителей к совместной педагогической деятельности.
Работа по развитию речи при ознакомлении с миром природы обогащает связную речь, грамматический строй речи, способствует развитию любознательно-сти, общения.