Папки-передвижки

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Ольга Коробейникова
Развитие критического мышления через чтение и письмо
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие критического мышления через чтение и письмо

В современной школе знания, умения, навыки перестают быть основным результатом образования, но становятся средствами решения учеником проблем различного характера, учебный процесс направлен на формирование ключевых компетенций - коммуникативной, лингвистической, оценочной и др., на воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формулировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Поэтому перед словесником стоит задача развивать на уроках и во внеурочной деятельности самостоятельность мышления учеников, формировать способность делать осознанный нравственный выбор, воспитывать читателя, подготовленного к самостоятельной работе с текстом, с книгой. Помогает в этом технология развития критического мышления через чтение и письмо как система стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.

Публикация «Развитие критического мышления через чтение и письмо» размещена в разделах

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, непредметной. В России она появилась в 1997 году. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) - представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Данная технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации)

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Применять приемы технологии развития критического мышления.

Каким образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) :

I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Технологические этапы Возможные приемы и методы

I фаза (10 минут)

Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Составление списка «известной информации» :

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая) : кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т. д.

II фаза (25 минут)

Осмысление содержания (получение новой информации) Методы активного чтения :

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

III фаза (10 минут)

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Таким образом применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

• умение работать в группе;

• умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

• умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

• формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума»Дидактическое пособие для использования технологии критического мышления «Кубик Блума» В своей работе я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кубик Блума. Кубик Блума можно использовать по всем.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Развитие мышления детей дошкольного возрастаРазвитие мышления детей дошкольного возраста Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Опубликовано: 30 марта 2024 в 22:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коробейникова (УИ 994967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД