Ольга Коробейникова
Развитие критического мышления через чтение и письмо
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие критического мышления через чтение и письмо
В современной школе знания, умения, навыки перестают быть основным результатом образования, но становятся средствами решения учеником проблем различного характера, учебный процесс направлен на формирование ключевых компетенций - коммуникативной, лингвистической, оценочной и др., на воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формулировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Поэтому перед словесником стоит задача развивать на уроках и во внеурочной деятельности самостоятельность мышления учеников, формировать способность делать осознанный нравственный выбор, воспитывать читателя, подготовленного к самостоятельной работе с текстом, с книгой. Помогает в этом технология развития критического мышления через чтение и письмо как система стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.
Публикация «Развитие критического мышления через чтение и письмо» размещена в разделах
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, непредметной. В России она появилась в 1997 году. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) - представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Данная технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т. д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации)
Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Применять приемы технологии развития критического мышления.
Каким образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий) :
I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)
II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Технологические этапы Возможные приемы и методы
I фаза (10 минут)
Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Составление списка «известной информации» :
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая) : кластеры, схемы, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, и т. д.
II фаза (25 минут)
Осмысление содержания (получение новой информации) Методы активного чтения :
«инсерт»;
«фишбоун»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
диспуты;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
III фаза (10 минут)
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Заполнение схем, кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий, диалогов.
Написание творческих работ.
Таким образом применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:
• умение работать в группе;
• умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
• умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
• формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения