Олеся Мингалева
Развитие личности дошкольника в процессе общения
▼ Скачать + Заказать документы
Общение, по мнению многих отечественных психологов, довольно многогранное понятие, поэтому невозможно дать ему исчерпывающее определение. C точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Важно помнить о том, что общение является взаимонаправленным действием, оно подразумевает взаимодействие двух сторон. В процессе общения каждый из участников получает информацию о собеседнике, анализирует ее оценивает. Все это способствует самопознанию и самооценке.
Публикация «Развитие личности дошкольника в процессе общения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Известно, что личность развивается в процессе деятельности, как самостоятельной, так и совместной. Совместная деятельность предусматривает общение между взаимодействующими. Таким образом, общение это необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания.
Проблема общения рассматривалась в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, В. Н. Мясищева и др. Общение детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками изучали М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская и др. В. Н. Мясищев высказал идею о том, что общение является таким процессом непосредственного или опосредованного взаимодействия людей, в котором можно четко выделить три взаимосвязанных компонента: психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом.
В детской психологии проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимой, ведь именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения, в том числе и условия общения ребенка с другими людьми.
Многочисленные зарубежные и отечественные исследования доказывают, что общение играет огромную роль и в эмоциональной сфере человека. Прежде всего, это исследования, изучающие детей, которые по тем или иным причинам испытывали депривацию потребности в общении.
Изучение такого явления, как госпитализм, показало, что общение направлено на удовлетворение потребности во внешних впечатлениях, которая определяет полноценное развитие мозга ребенка. Понятие госпиализма ввел в 1945 г. австро-американский психоаналитик Р. Спиц, исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев, долго находившихся в больницах. Спиц отмечал у детей, лишенных материнского общения, особое состояние, названное им анаклитической депрессией, симптомами которой были печаль, замкнутость, заторможенность, потеря аппетита.
Лисина рассматривала общение как самостоятельный вид деятельности и как условие формирование личности в целом. Целью общения является познание себя и других людей. Согласно В. Н. Белкиной существует последовательность в осознании ребенком объектов общения : вначале –это взрослый, и лишь на определенном этапе – сверстник.
Важно при этом, что овладение ребенком различными параметрами общения происходит практически в той же последовательности - сначала в условиях взаимодействия со взрослым, а позднее со сверстником. Особенно наглядно это представлено на уровне речевого общения : примерно на третьем году жизни малыш уже активно использует речь как средство общения со взрослым, и лишь через полтора – два года мы наблюдаем такую же картину в общении ребенка со сверстниками. В отношении педагогических задач эта закономерность представляется важной. Закономерной является и еще одна сторона процесса овладения ребенком общением как одним из значимых видов активности. В некоторых психологических работах обращается внимание на возникновение примерно на пятом году жизни ребенка особого «кризиса», симптомы которого особенно ярко проявляются в ситуациях общения со сверстниками. Причиной его является противоречие между обострившейся потребностью дошкольника в контактах со сверстниками и неумением реализовать эту потребность. Общение со сверстниками воздействует на развитие личности дошкольника : он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя.
Детскую психологию интересует процесс становления общения у детей, влияние общения ребенка со взрослыми и сверстниками на его психическое развитие.
В. Н. Белкина выделяет следующие основные направления в развитии общения в детском возрасте :
1) постепенное изменение направленности общения. В первые полтора месяца у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, но инициатором общения выступает взрослый, т. к. он создает ситуацию общения. В раннем возрасте инициативу в контактах со взрослым начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов которого расширяется. Затем, в среднем, старшем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя новый интересный объект окружающего мира – своего сверстника, развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение детей друг с другом. Следовательно, направленность общения ребенка характеризуется двумя сторонами: ребенок – взрослый и ребенок – ребенок.
2) усложняется содержание потребности в общении : по данным М. И. Лисиной, следует выделить такие стадии развития этой потребности : во внимании и доброжелательности взрослого (от 0 до 6 мес.); в сотрудничестве (ранний возраст); в доверительном отношении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст); во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст).
3) Мотивы общения : познавательные, деловые и личностные. Познавательные связаны с интересом ребенка к окружающему его миру, что отражается в детских вопросах. Деловые мотивы сопровождают ситуацию сотрудничества ребенка со взрослыми или сверстниками при выполнении какой – либо деятельности. Личностные характеризуют интерес растущего человека к внутреннему миру взрослого и сверстника, отношение ребенка к другому человеку как к представителю социальной группы.
4) Ребенок постепенно овладевает способами общения. В процессе непосредственного общения используются мимика и пантомимика, затем с третьего года жизни ребенок начинает использовать речь как средство общения. Вначале он общается с помощью речи в основном со взрослыми, и лишь во второй половине дошкольного возраста речь становится главным средством общения его со сверстниками. Ведущая роль в овладении ребенком разнообразными средствами общения принадлежит взрослому.
5) Уже с первых лет жизни ребенок включается не только в непосредственное общение с другими людьми, но и в опосредованное общение : через книги, телевидение, радио.
Таким образом, общение играет значительную роль в психическом развитии ребенка. В процессе общения он получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей. Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми.