МААМ-картинки

Развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Татьяна Мокина
Развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Развитие положительных лидерских качеств не является главной задачей современного дошкольного образования, однако среди педагогов проявляется большой интерес к данной проблеме, что обуславливает необходимость создания эффективных условий для формирования лидерского потенциала дошкольников, поиска новых технологий и методов его развития. В связи с этим актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и реализации программы развития положительных лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста. Для разработки программы развития лидерские качеств был проведен теоретический анализ литературы и выявлены лидерские качества, которыми должен обладать ребенок-лидер старшего дошкольного возраста (ответственность, успешность, самостоятельность, решительность, справедливость, умение дружить, доброжелательность, уступчивость, послушание, чистоплотность, аккуратность, незлопамятность, опрятность, отзывчивость). На основании теоретического анализа литературы была разработана модель программы «Я -лидер» по развитию вышеперечисленных лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, реализуемая в процессе совместной игровой деятельности. На основе модели программы развития лидерских качеств разработан проект программы «Я – лидер», который включает четыре взаимосвязанных блока, каждый из которых предполагает решение определенных задач и свои этапы реализации программы (концептуальный, содержательный, организационно-технологический и оценочно-результативный). Рассмотрены риски, которые могут возникнуть при реализации программы и пути их устранения. В конце статьи представлен вывод о том, что разработка проекта программы «Я – лидер», основанная на модели формирования лидерских качеств в процессе совместной игровой деятельности будет направлена на следующий результат: развитие положительной динамики в уровне развития лидерских качеств старших дошкольников; повышение профессиональных компетенций педагогов; развитие системы сотрудничества с семьями детей.

Публикация «Развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах

Ключевые слова: лидерство, лидер, лидерские качества, игровая деятельность, модель, проект, программа.

Одной из основных задач современного дошкольного образования является создание условий для позитивного развития личности дошкольников, их успешной социализации в обществе, развития творческой инициативы, эмоционального и социального интеллекта. Развитие положительных лидерских качеств не является главной задачей современного дошкольного образования, однако среди педагогов проявляется большой интерес к данной проблеме, что обуславливает необходимость создания эффективных условий для формирования лидерского потенциала дошкольников, поиска новых технологий и методов его развития. В наибольшей степени лидерство начинает проявляться в старшем дошкольном возрасте, поэтому данный возраст является наиболее сензитивным к развитию лидерских качеств, которые позволяют ребенку быть неформальным лидером среди сверстников : руководить другими детьми, оказывать влияние на их поведение, выполнять главные роли в игровой деятельности и т. д.

В старшем дошкольном возрасте главным детерминантом проявления лидерства выступает стремление к определё нному типу доминирования: положительному или отрицательному. Положительное доминирование проявляется у детей в доброжелательности, оказании поддержки, желанию помочь другим, отрицательное доминирование, наоборот, выражается в проявлении агрессии, превосходства, желании подчинить своей воле других детей. В практической деятельности дошкольного образования чаще всего встречается отрицательный тип доминирования, который проявляется в негативном влиянии неформального лидера на сверстников. Такой ребенок ошибочно воспринимается другими детьми в качестве сильной личности, дети прощают ему грубость, обиды, подчиняются его желаниям, стремятся подружиться с ним и т. п. В результате у детей развивается искаженная система ценностей и не формируется система положительного взаимодействия в коллективе. В связи с вышесказанным необходимо уделять должное внимание проблеме формирования положительных лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста, иначе будет наблюдаться ситуация стихийности процесса воспитания, возникновение конфликтов между участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети).

Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и реализации программы развития положительных лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Феномену лидерства посвящены эмпирические и теоретические исследования в области педагогики, психологии, социологии и ряда других наук.

Понятие «лидерство» в педагогическом понимании представляет собой воздействие отдельного члена группы (лидера) на целую группу [1].

В психологической трактовке понятие лидерство трактуется, как влияние и следование, доминирование и подчинение отношений между отдельными личностями в группе [3].

Главным категориальным понятием «лидерства» является термин «лидер».

Л. И. Уманский считает, что лидер – это тот человек, за которым последуют другие люди, на котором лежит ответственность принятия решений за всю группу и определение деятельности всей группы с целью достижения общей цели [5].

С точки зрения социальной психологии понятие «лидер» рассматривает А. А. Ершов: «лидер – это ведущий член группы, который занимает в ней центральное положение и при помощи личного примера, организаторских способностей, управленческих действий способствует достижению общегрупповых целей наиболее рациональным путем [2].

Главным аспектом в формировании лидерства у старших дошкольников является развитие лидерских качеств, которые представляют собой компетенции, использующиеся для достижения цели в процессе организованной деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок-лидер должен обладать такими качествами, как: ответственность, успешность, самостоятельность, решительность, справедливость, умение дружить, доброжелательность, уступчивость, послушание, чистоплотность, аккуратность, незлопамятность, опрятность, отзывчивость.

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, используемая взрослыми в воспитательных целях. Игровая деятельность способствует развитию лидерских качеств личности, которые в последующем окажут влияние на успех в обучении, труде, взаимоотношениях с окружающими. Играя, ребенок учится думать, учится реализовывать свои способности. Участие детей старшего дошкольного возраста способствует их самореализации, самоутверждению в коллективе, развивают настойчивость и формируют ситуацию успеха, повышают мотивацию к различным видам деятельности.

На наш взгляд более полно понятие «игровая деятельность» отражено в формулировке Г. К. Селевко. Он считает, что игровая деятельность – это вид деятельности, в котором складывается и реализуется процесс самоуправления, направленный на усвоение общественного опыта [4].

Основным условием развития лидерских качеств является создание ситуации успеха в игровой деятельности, в которой ребенок может проявить свои способности. Основными видами игр при этом являются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, соревнования.

Поэтому на основе анализа психолого-педагогической литературы и с использованием собственного опыта педагогической работы нами были разработаны модель и программа развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста «Я – лидер», реализуемые в процессе совместной игровой деятельности. Созданная модель программы развития лидерских качеств основана на положении о том, что каждый ребенок имеет задатки лидерских качеств, однако необходимо создавать условия для их проявления в процессе осуществления совместной деятельности.

Актуальность нашей модели программы по развитию лидерских качеств старших дошкольников обусловлена потребностью образовательной практики в разработке и реализации программы развития лидерского потенциала и воспитания положительных лидерских качеств у старших дошкольников.

Структура модели включает четыре взаимосвязанных блока, каждый из которых предполагает решение определенных задач и свои этапы реализации: концептуальный, содержательный, организационно-технологический и оценочно-результативный.

Концептуальный блок объединяет в себя несколько структурных компонентов:

- цель модели программы развития лидерские качеств старших дошкольников направлена на развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста;

- задачи модели программы развития лидерские качеств старших дошкольников предполагают разработку и реализацию программы развития лидерских качеств старших дошкольников (5-7 лет);

- заключение договоров с социальными партнерами и выстраивание системы взаимодействия с семьями воспитанников;

- развитие профессиональных компетенций педагогов посредством совершенствования методического сопровождения ДОУ;

- используемые методологические подходы (системный, личностно-ориентированный, програмно-целевой, диалогический, деятельностный, рефлексивный)

- фундаментальные принципы педагогической деятельности, являющиеся опорой для развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста (доступности, интеграции, сотрудничества, индивидуализации, систематичности, свободы выбора).

Модель программы развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста также включает содержательный блок, объединяющий в себе четыре образовательных модуля, которые направлены на комплексное развитие лидерских способностей дошкольников.

Основными задачами первого модуля «Кто такой лидер» являются:

- формирование представлений дошкольников о понятии «лидерство», лидерских качествах;

- развитие творческих способностей и мыслительных операций;

- формирование представлений о себе, как о члене группы, о своих личностных качествах и способностях лидера.

Второй модуль «Развиваем навыки общения» направлен на решение таких задач, как:

- формирование коммуникативных умений и навыков;

- создание условий для преодоления барьеров в общении.

Третий модуль «Формируем навыки организатора» предполагает решение задач, касающихся напрямую развития лидерских качеств дошкольников :

- формирование организаторских способностей.

- формирование умений руководить процессом совместной деятельности.

Для реализации четвертого модуля «Игровая деятельность» требуется разработка и апробация проекта по развитию лидерских качеств старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Проект носит название «Я – лидер».

Для развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта программы предполагается использовать потенциал подвижных (спортивных, сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

Организационно-коммуникативный блок модели предполагает организацию определенных педагогических условий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса по развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста. К таким педагогическим условиям относятся:

- организация взаимодействия между участниками образовательного процесса (дошкольники, родители, администрация ДОУ, педагогические работники, предполагающее объединение взглядов на цель и задачи образования детей, выполнение совместной деятельности для достижения поставленных задач, использование семейных ценностей для воспитания детей и представление семьи, как активного субъекта образовательного процесса;

- повышение педагогического мастерства воспитателей и совершенствование их профессиональных компетенций в области развития лидерских способностей детей дошкольного возраста посредством организации методического сопровождения;

- создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, предполагающей пополнение образовательной среды различными дидактическими материалами для организации совместной игровой деятельности, например, произведениями художественная литература, различными видеоматериалами, костюмами для театральных игр и т. д.

Оценочно-результативный блок модели направлен на организацию и проведение педагогического мониторинга, предполагающего отслеживание развития лидерских способностей детей старшего дошкольного возраста до и после реализации проекта программы «Я – лидер». Для осуществления мониторинга разрабатываются специальные диагностические методики, критерии и уровни развития лидерских способностей, проводится анализ динамики развития этих способностей.

Описанная модель развития лидерских способностей старших дошкольников в совместной деятельности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель развития лидерских качеств у старших дошкольников в игровой деятельности

При реализации модели развития лидерских качеств могут возникнуть различные виды рисков, однако они имеют незначительный характер и если их вовремя устранить, то они не окажут значительного влияния на процесс реализации данного проекта программы.

К рискам реализации проекта программы «Я – лидер» в соответствии с разработанной моделью развития лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности можно отнести изменение сроков запланированных работ, возникающих из-за проведения на базе образовательного учреждения внеплановых мероприятий, массовых заболеваний. Данный риск устраняется путем незначительной корректировки календарно-тематического плана программы развития лидерских качеств старших дошкольников.

Еще одним риском может быть нежелание родителей принимать участие в реализации программы, посещать мероприятия методического сопровождения. Причиной этому может быть как собственно нежелание родителей, так и безразличие педагогов к улучшению взаимодействия с родителями. Так как мы заинтересованы в привлечении родителей к сотрудничеству, то в своей работе по налаживанию отношений мы будем использовать различные методы и способы работы с ними, например, установление доверительных отношений между воспитателем и родителями; создание условий для объединения интересов детей, родителей и педагогов; прозрачность образовательного процесса; развитие воспитательных навыков родителей; привлечение родителей к участию в общественных мероприятиях; организация и проведение консультаций и родительских собраний с целью просвещения по развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации проекта большое значение имеет заинтересованность администрации дошкольного образовательного учреждения и района, уровень сотрудничества с социальными партнерам. Поэтому для привлечения к сотрудничеству различных организаций в качестве социальных партнеров и необходимо проводить анализ социального окружения ДОУ, принятие решения о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером; информирование социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество; получение согласия (несогласия) социального партнера на взаимодействие; заключение договора о сотрудничестве; осуществление совместной деятельности по реализации проекта.

Таким образом, выстраивая педагогическую работу по развитию лидерских качеств старших дошкольников, необходимо учитывать как межличностные взаимоотношения детей в группе, так и особенностях деятельности, в процессе которой способности формируются. Модель воспроизводит систему педагогической работы, ориентированной на целенаправленное развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Разработка проекта программы «Я -лидер», основанная на модели формирования лидерских качеств в процессе совместной игровой деятельности будет направлена на следующий результат: развитие положительной динамики в уровне развития лидерских качеств старших дошкольников; повышение профессиональных компетенций педагогов; развитие системы сотрудничества с семьями детей.

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Большая российская энциклопедия, 2018. – 608 с.

2. Ершов, А. А. Лидер и авторитет группы / А. А. Ершов // Ученические записки. – №4. – 2016. – С. 260

3. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика-Пресс, 2016. – 440 с.

4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2015. – 556 с.

5. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности / Л. И. Уманский. – М. : Педагогика, 2016. – 160 с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев отмечают, что творческое воображение является центральным психологическим «завоеванием» дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 23 февраля 2024 в 19:08
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мокина (УИ 824977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД