Папки-передвижки

Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе экономического воспитания

Галина Сатосова
Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе экономического воспитания

Согласно ФГОС ДО задача дошкольного образования вырастить из ребёнка личность способную мыслить, рассуждать, анализировать. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Реализовать эти задачи позволяет введение в образовательные процессы элементов экономического образования.

Экономическое образование дошкольников позволяет :

Публикация «Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе экономического воспитания» размещена в разделах

- Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

- Пробуждать здоровый интерес к деньгам;

- Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

- Формировать навык решать простейшие экономические задачи;

- Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

-Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).

Сформированность данных умений позволит развить у дошколят логическое мышление.

Cлово «логика» происходит от древнегреческого «логос»«мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

Цель развития логического мышления дошкольников — научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия.

Задачи логического развития в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным.

Развитие логического мышления маленьких почемучек ведётся не только на занятиях математикой, на занятиях по ознакомлению с природой, окружающим миром, речевому развитию, но и в процессе экономического воспитания. Чем старше становится ребёнок, тем большее место в его образовании занимают логические упражнения и задания, вопросы на установление причинно-следственных связей.

В процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п., анализировать условие, рассуждать, направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.).

Не стоит перегружать ребенка теорией, не связанной с реальной жизнью, которая приводит детей к не понимаю и потере интереса. Важно ощущать, что чувствует ребенок. Дошкольный возраст — это чувственный период, в котором ребенок познает все через эмоциональный фон.

Основными приемами в работе с детьми являются решение арифметических задач на сложение и вычитание, логических задач, задач шуток, просмотр и анализ познавательных мультфильмов, решение экономических кроссвордов, разрешение проблемных ситуаций. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений

Разбор и решение проблемных ситуаций

Благодаря решению проблемных ситуаций ребёнок учится мыслить математически, последовательно делать выводы, логически рассуждать, также проявлять инициативу, высказывать свою точку зрения и принимать чужую позицию, данный метод помогает раскрыть и реализовать творческий потенциал ребенка. Например:

Ситуация «Два медвежонка»

Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата грустили.

Вопросы к детям:

Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Ситуация «Подарки друзьям»

Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».

Вопросы к детям:

Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?

Ситуация. «Бизнес Шапокляк»

Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля за килограмм, а зимой — по 5 рублей.

Вопросы к детям:

Почему цена яблок меняется?

В процессе экономического образования дошкольников используются дидактические игры, одной из главных задач которых, является развитие логического мышления. Например, игра «Монополия». Дети учатся считать, рассуждать, что выгодно, что не выгодно, какие действия необходимо совершить, чтобы улучшить результат. Некоторые ребята даже начинают хитрить.

Игра «Покупки». Дошколята учатся рассуждать, где в каком магазине выгоднее купить, какой товар выбрать, на что хватит денег, на что нет. Чем можно заменить покупку, если уже не удалось купить

Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.

Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.

В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.

И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.

Дидактические игры позволяют развивать логическое мышление в естественной для ребёнка дошкольника среде.

Во многих литературных произведениях содержится экономических подтекст. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как коза избушку построила», «Три поросенка», «Огниво» «Муха – Цокотуха»,«Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой» и многие другие сказки и рассказы позволяют раскрыть дошколятам экономическое содержание жизни. При анализе литературного произведения, дети учатся делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, осознают моральный аспект. Наличие экономического подтекста во многих народных произведениях, позволяет сделать вывод, что необходимость экономического воспитания детей, была признана необходимой с давних времён.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях одним из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность. Она представляет собой форму активности ребенка, направленную на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания; способствующую формированию у него целостной картины мира.

Мышление, эмоции, творчество и воля являются базой для процесса детского исследования. Включение в исследовательскую деятельность как можно большего разнообразия процессов, является необходимым условием интеллектуального и творческого развития ребенка, его саморазвития, в том числе и развития логического мышления ребенка в дошкольном возрасте.

В рамках экономического образования воспитанники реализуют самостоятельные исследовательские проекты «Кому нужна реклама?», «Откуда берутся деньги?», «От семени до букета», «Может ли увлечение приносить прибыль?»

Экономика учит детей логически мыслить, производить расчеты (на уровне игры, планировать свои действия, ставить цели. Экономическое воспитание поможет родителям договариваться с детьми и распределять семейный бюджет вместе с детьми, что поможет взрослеющему ребенку лучше ориентироваться в будущем, во взрослой жизни.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Окружающая среда при формировании экономического воспитания дошкольников Содержанием экономически воспитывающей среды выступают: • предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны, •.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе экономического воспитания
Опубликовано: 27 июня 2022 в 20:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД